2 2 Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей

2.2 Анализ исследования

Анализ данных уровня ситуативной и личностной тревожности у подростков занесен в таблицу 2 и 3.

Таблица 2. Уровень ситуативной тревожности у подростков

Дети из неполных семей

Дети из полных семей

Данный уровень тревожности характеризует состояние подростков в данный момент. Исходя из полученных данных, видно что у детей из неполных семей преобладает высокий (40%) и умеренный (40%) уровень тревожности. У детей из полных семей наблюдается умеренный (53%) и низкий (40%) уровень тревожности. Это говорит о том, что дети из полных семей чувствуют себя уверенней и защищенней по сравнению со сверстниками из неполных семей.

Таблица 3. Уровень личностной тревожности у подростков

Дети из неполных семей

Дети из полных семей

Личностная тревожность показывает преобладающее состояние человека. Анализируя таблицу, можно сказать, что для подростков из неполных и полных семей преобладающим является умеренный уровень тревожности (47%). Однако 40% подростков из неполных семей испытывают высокий уровень тревоги, и только 13% — низкий. 47% подростков из полных семей отмечают низкий уровень тревоги, и только 6% (1 человек) имеет высокий уровень тревожности.

Для того, чтобы подробнее охарактеризовать уровень тревожности в группе подростков, представим наглядно процентное соотношение группам «дети из неполных семей» и «дети из полных семей» (см. приложение 3 и 4).

На диаграмме хорошо видно, что среди всех показателей лидирующее место занимают значения, попадающие в область высокого и умеренного уровня тревожности у детей из неполных семей. У детей из полных семей лидирующим является умеренный уровень тревожности, менее всего представлен высокий уровень тревожности.

Судя по этим данным, можно говорить, что гипотеза исследования подтвердилась: подростки из неполных семей имеют более высокий уровень тревожности по сравнению с детьми из полных семей.

Безусловная любовь является фундаментом, на котором строятся надежные взаимоотношения родителей со своими детьми и который может обеспечить реализацию потенциальных возможностей и талантов ребенка в полной мере.

Любить ребенка безусловно значит любить его независимо ни от чего. Независимо от его внешности, способностей, достоинств и недостатков. Независимо от того, чего от него ждут в будущем, и, что самое трудное, независимо от того, как он ведет себя сейчас. Препятствует эмоциональному росту и самоуважению ребенка несоответствующая любовь родителей. Наиболее распространены такие типы несоответствующей любви, как чувство собственности (родители считают детей своей собственностью, поощряют чрезмерную зависимость ребенка от них, используя внушение

На протяжении всего детства семья для ребенка играет важную роль в развитии личности. Как будет вести себя ребенок, во многом зависит от того, в каком эмоциональном состоянии находится он сейчас, нравится ли ему то, что ему предлагают делать.

Кроме того, следует помнить, что эмоции, стресс, испытанные в детстве, оказывают большое влияние на всю жизнь. Если можно ребенку передать знания, развить речь, сформировать ряд навыков и т.д., то нельзя упрочить все это без эмоционального подкрепления. Без прочных чувств, без правильно воспитанных эмоций все приобретенное остается лишь балластом, «мертвым капиталом».

В данной работе была рассмотрена специфика эмоций и чувств у детей из неполных семей, а в частности — повышенный уровень тревожности, неуверенность в себе, излишняя агрессивность.

Исследование уровня тревожности подростков из неполных и полных семей, доказало гипотезу о том, что отрицательные эмоции как одна из распространенных форм отклоняющегося поведения детей формируется в результате действия социальных психологических факторов, которые приводят к росту агрессивности, тревожности и других отрицательных эмоций. Отрицательные эмоции оказывают влияние на все стороны жизни ребенка, в том числе и на общение ребенка со сверстниками и взрослыми. При всем этом, личность ребенка развивается. Своеобразно развивается и его эмоциональная сфера. Поэтому очень важно, опираясь на имеющиеся сохранные функции и возможности ребенка из неполной семьи и зная специфику, особенности, своеобразие его эмоциональной сферы, умело проводить коррекционную работу по устранению или частичному устранению отрицательных эмоций. Это будет играть важную роль в развитии личности ребенка в целом и в решении актуального вопроса социально трудовой адаптации в его дальнейшем.

В результате экспериментального изучения проявлений тревожности в подростковом возрасте выявлено, что подростки из неполных семей характеризуются явными тенденциями к высокому уровню тревожности. Следовательно, выдвинутая изначально гипотеза подтвердилась.

1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. — М.: изд. — во «Академия», 1996 г., С. 224.

2. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 1995 г.

3. Березовская Т.П. Эмоциональное развитие личности старшеклассников. — Мн.: БГПУ, 2003. — 25 с.

4. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. — М., 1990 г.

5. Баярд Р. Баярд Д. Ваш беспокойный подросток. — М., 1978 г.

6. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. — М., 1976 г.

7. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей.

8. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. — М., 1997 г.

9. Изард К. Эмоции человека. — М., изд-во МГУ, 1980 г.

10. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001 — 752 с.

11. Исаев Д.Н. Психопрофилактика в практике педиатра. Л., 1984 г.

12. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985 г.

13. Колодич Е.Н. Коррекция эмоциональных нарушений у детей и подростков. — Мн.:ООО «ФУ Аинформ», 2002. — 128 с.

14. Кочубей Б. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Семья и школа, 1988 г. №7.

15. Кочубей Б., Новикова Е. Как лечить тревожность. // Семья и школа, 1988 г., №8.

16. Кочубей Б, Новикова Е. Ярлыки для тревоги. // Семья и школа, 1988 г., №8.

17. Кулагина И.Ю., Возрастная психология, М., 1998 г.

18. Лисина М.И. Общение и его влияние на развитие психики дошкольника. М., 1974 г.

19. Причины тревожности как свойства личности // Первое сентября, №8, 2004

20. Прихожан А.Н. Причины и профилактика и преодоление тревожности. // Психологическая наука и образования, 1998 г., №2.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Как сдается общий анализ крови у ребенка

21. Психологический словарь. / Общ. Ред. А.В. Петровского. М.Г. Ярошевского, — М., 1990 г.

22. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. — М., 1996 г.

23. Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. — М. 1994 г.

24. Сенько Т.В. Личностные притязания родителей к детям. // «Образование и воспитание» 1997 г. №1

25. Словарь практического психолога. / Под общ. Ред. С.Ю. Головин. — Минск: Харвест., 1997 г.

26. Фельдштейн. Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. — М., 1995 г.

27. Флейк-Хобсон К. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М., 1993 г.

28. Шевандрин Н.Н. Психология, коррекция и развитие личности М., 1988

29. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды /под ред. Давыдова В.В. и Зинченко В.П./, М., 1989 г.

30. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. / Лебединский В.В. — М., 1990 г.

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

2.2 Анализ и интерпретация исследования

На первом этапе мы оценивали уровень ксенофобии, у испытуемых на выборке 25 человек по опроснику Е.Н.

2.2 Анализ исследования

Проанализировав ответы родителей, я получила следующую картину родительского отношения к детям: № семьи 1шкала 2 шкала 3 шкала 4 шкала 5 шкала 1 31,0 48,82 74,97 53,87 45,57 2 31,0 31,19 92,93 83,79 70,25 3 31,0 31,19 57,96 69,30 70,25 4 68,35 48,82 96.

2.2 Анализ результатов исследования

Тест — опросник родительского отношения (А.Я. Варга, В.В. Столин). Цель: изучить выявление родительского отношения к детям. При обработке «Теста — опросника родительского отношения (ОРО)» у родителей.

3.2 Результаты и анализ исследования

Исследование было начато с определения уровня стрессоустойчивости учеников. Для проведения исследования был использован тест Н.В. Киршевй и Н.В.

2.2 Результаты и анализ исследования

Протокол результатов, полученных при помощи методики «Личностная креативность» (см. Приложение В). Протокол результатов, полученных при помощи методики «Дифференциально-диагностический опросник» (см. Приложение Г). Таблица итоговых данных.

2.2 Анализ результатов исследования

В результате определения уровня развития умственных способностей детей дошкольного возраста с интеллектуальным недоразвитием нами были получены следующие результаты: четверо детей имеют высокий уровень, 13 человек — средний.

2.1 Анализ исследования

Предметом данного исследования является специфика проявления тревожности как индивидуального свойства личности и как реакция на ситуацию. Объект: Уровень тревожности у старшеклассников.

2.4.2 Анализ результатов исследования

2.4.3 Выводы 2.5 Выводы ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ разновозрастной дети межличностный ВВЕДЕНИЕ Становление личности дошкольника происходит в его отношениях с людьми — не только взрослыми, но и другими детьми (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, М.

3.3 Анализ результатов исследования

Выборку составили 156 испытуемых учащиеся 9*, 9 классов ГУО СОШ №69 г. Гомеля (из них 87 мальчиков и 69 девочек). Возрастная градация учащихся представлена в таб. 3.1. Таблица 3.1 Возрастная градация учащихся 9*.

2.2 Анализ результатов исследования

В процессе использования каждой из конкретных методик нами обращалось внимание на ряд общих моментов: понимание ребенком инструкции. Перед предъявлением любого задания устанавливалось, как воспринимает ребенок инструкцию, понимает ли ее.

2.2 Анализ результатов исследования

1. Результаты, полученные в ходе проведения исследования по методике Л.А. Йовайши представлены на диаграмме 1. Диаграмма 1. Распределение профессиональных склонностей у подростков и родителей Из рисунка видно.

2.2 Анализ результатов исследования

В нашем исследовании приняли участие 15 семей, имеющих детей с синдромом Дауна в возрасте 5-6 лет. Эти дети посещают «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения ДОУ «Росток», в г.Йошкар-Ола. Мы предположили.

2.2 Анализ результатов исследования

Вначале исследования была проведена методика изучения самооценки личности: «Полярные профили самооценки». Методика была направлена на определение уровня самооценки. В этой методике были представлены слова.

2.2 Анализ результатов исследования

Результаты диагностики агрессивности у юношей и подростков представлены в приложении 3 и в таблице 1-2. Результаты исследования видов агрессивности говорят о том , что 35% подростков и 5% юношей склонны к выраженной физической агрессивности.

2.2 Анализ исследования

Анализ данных уровня ситуативной и личностной тревожности у подростков занесен в таблицу 2 и 3. Таблица 2.

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/48303

2.3 Анализ результатов исследования

Мы сопоставили результаты исследования развития эмоционально — волевой сферы у детей и анкетирования родителей и получили следующие результаты, приведенные в таблице.

Таблица 2 Результаты исследования отклонений в развитии эмоционально — волевой сферы и типов родительского воспитания.

Откл. в развитии ЭВС

Отклонения в развитии ЭВС

Смена образцов воспитания

Агрессивность +тревожность+ эгоцентризм

Тревожность+ стремление к защите

Тревожность + стремление к защите

Тревожность + стремление к защите

Тревожность + стремление к защите

«повышенной моральной ответственности»

Тревожность + стремление к защите + низкая со

Тревожность + стремление к защите + эгоцентризм

Агрессивность + стремление к защите + завышенная со + эгоцентризм

Тревожность + низкая со

Тревожность + стремление к защите

Тревожность + стремление к защите

Тревожность + стремление к защите

Из таблицы мы видим, что 82% родителей детей первой группы, не имеющих устойчивых отклонений в развитии эмоционально — волевой сферы, придерживаются демократического стиля воспитания, т.е родители бережно относятся к индивидуальным особенностям ребенка, заинтересованы в его делах и занятиях, адекватны по поводу его достижений и успехов, последовательны в требованиях и наказаниях.

У Кристины А. — изменился состав семьи и в связи с этим произошла смена образцов воспитания, но изменения или незначительные или девочка сама справилась с новыми требованиями, т.к. это не выразилось ни в повышенной тревожности, ни в агрессии. У Никиты Б. в семье противоречивый стиль воспитания. Мальчик находится в состоянии тревожности, не зная, какие требования выполнять.

Во всех семьях второй группы, т.е. 100% , где дети имеют проблемы в развитии эмоционально — волевой сферы в виде таких симптомов как тревожность, агрессивность, потребность в защите, завышенная или заниженная самооценка, родители пользуются тем или иным стилем неправильного воспитания. Взаимоотношения родителей с ребенком в стиле «кумир», «гиперопека», «культ болезни» приводит к завышенной самооценке, эгоцентризму. Дети, в семьях которых практикуются покровительство и незаслуженное обожание, преувеличенная забота и в то же время обилие запретов, считают, что все внимание окружающих должно быть обращено на них. В результате у детей развит эгоцентризм, завышенная самооценка — они требуют повышенное внимание к себе, ждут от окружающих восторга по поводу их способностей. Не получая этого, испытывают неудовлетворение, тревожность, агрессивность по отношению к более «удачливым сверстникам», которые заслужили поощрение Одновременно с требованием внимания дети несамостоятельны в деятельности, в принятии решений — в следствии этого проявление тревожности. Недостаток обожания, по их мнению, и непризнания со стороны сверстников, привычка быть самым лучшим выливается в скрытую и открытую агрессию и сопровождается негативным поведением. Такие проявления наблюдаются у Даши Т., Кирилла Н, Кати Н..

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ наличие глистов ребенка

Воспитание в стиле «золушка», «повышенной моральной ответственности» — а именно не соответствующие возрасту и возможностям ребенка требования, недостаток искренности в общении родителей со своим ребенком отражается на психике ребенка в виде высокой тревожности, заниженной самооценки. Дети в этих семьях испытывают потребность в понимании, сочувствии, не знают как себя вести, чтобы «порадовать» родителей. Ребенок, испытывая одни негативные переживания, и видя своих родителей постоянно недовольными, предъявляющих только требования, интуитивно ищет опору, защиту, что мы и наблюдаем у Андрея Тк., Тани И, Вики В.

Делись добром 😉

Похожие главы из других работ:

2.2 Анализ результатов исследования

Теперь вернемся к цели нашей работы, а именно — выявить, существует ли связь между типом темперамента младшего школьника и уровнем развития его памяти. В первой главе мы исследовали теоретическую основу проблемы.

2.2. Анализ результатов исследования.

В результате проведенного исследования по методике самооценки эмоциональных состояний Ч.Д.Спилберга, Ю.Л.Ханина мы получили следующие результаты, таблица 1.

2.3 Анализ результатов исследования

В результате интерпретации данные распределились следующим образом (табл.3): Таблица 3 — Интенсивность проявления мотивов стремления к принятию и страха отвержения у студентов Критерии Группа % Интенс.

2.2 Анализ результатов исследования

Сравнительный анализ игровой деятельности дошкольников с нарушениями речи и дошкольников с нормальным развитием речи свидетельствует, что уровень игры дошкольников 4-6 лет по содержанию и способу действия в игре подобный тому.

3. Анализ результатов исследования

В нашем исследовании приняли участие 40 подростков (20 девочек и 20 мальчиков) учащихся краснодарской СОШ № 48 и ЦДОД «Малая академия», средний возраст которых 14,2 лет.

3.4. Анализ результатов исследования

Как показывают результаты исследования, уровень образного мышления у испытуемых недостаточно высок. Так, например.

2.2 Анализ результатов исследования

В проведении психологического исследования спортивной мотивации занятий студентов участвовали 16 испытуемых — учащиеся в ВятГГУ на педагогическом факультете, специальность «Физическая культура.

2.2 Анализ результатов исследования

В таблице №1. и на рисунке 1. представлены оценки молодежи по образу старости.

2.2 Анализ результатов исследования

Получены следующие данные. Таблица 1 Уровень развития памяти у дошкольников Распределение ответов 5 лет 5,5 лет 6 лет число ответов % к итогу число ответов % к итогу число ответов % к итогу Двигательная память 21 38,9 24 33.

2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.2 Анализ результатов исследования

Исследование проводилось в Торговом Центре « Магазины радости» г. Хабаровска. Участие принимали 10 респондентов, кассиров — операторов. Исследование проводилось для респондентов в привычной рабочей обстановке, за кассовым аппаратом.

2.2 Анализ результатов исследования

Результаты исследования изучение психологического климата коллектива представлены в виде круговой диаграммы. Из диаграммы видим, что у студентов общежития преобладает, хоть и незначительно, неустойчиво благоприятный климат.

2.2 Анализ результатов исследования

В ходе исследования все анкеты были количественно обработаны с помощью статистического критерия определения уровня достоверности различий U — Манна-Уитни.

2.2 Анализ результатов исследования

Приступая к исследованию, мы исходим из гипотезы, что у мальчиков высокий уровень тревожности встречается чаще, чем у девочек. Именно поэтому целью исследования является выявление уровня тревожности у дошкольников.

2.2 Анализ результатов исследования

На первом этапе мы провели исследования по методике А.О. Прохорова. Результаты теста даны в Приложении 2. Анализ результатов показал, что большинство детей 2 класса испытывают на данный момент состояние радости (29%).

Источник: http://psy.bobrodobro.ru/4365

2 2 Анализ результатов исследования эмоциональной сферы детей

Главная Психология Эмоциональное развитие в дошкольном возрасте

Анализ результатов исследования

Результаты изучения эмоциональных проявлений детей при разыгрывании сюжетных сценок. Полученные данные были занесены в таблицу (см. Приложение 2, I и II ситуации).

Таблица 2.1 Эмоциональные проявления детей при разыгрывании сюжетных сценок

Уровень развития эмоций

Табличные данные показывают, что только для 38,5% девочек характерен высокий уровень эмоциональной выразительности, а мальчики вообще с таким уровнем отсутствуют. 28,6% мальчиков и 38,5% девочек в средней степени выражают свои эмоции. Низкий уровень эмоциональных проявлений характерен для 71,4% мальчиков и 23% девочек.

Результаты изучения эмоционального поведения детей при просмотре мультфильма

Полученные данные были занесены в таблицу 2.2

Таблица 2.2 Эмоциональное проявление детей при просмотре мультфильма

Сказал, что ему не интересно

Слегка отвлекалась, комментировала

Сказал, что на месте Кая убежал бы от Снежной Королевы

Боялась Снежную Королеву, закрывала лицо руками

Хлопала в ладоши, комментировала

Не понравилась Снежная Королева, потому что она злая. Просто ее ни кто не жалеет и ей неским играть.

Полное сочувствие переживаниям героев

Сказала, что ее отец похож на Снежную Королеву

Не проявляла интереса

Живая мимика, восклицание

Спокойное поведение, внимательность

Готова была помочь Герде прогнать снежную королеву

Не проявлял интереса

Не определил, что ему понравилось

Не проявлял интереса

Смотрела с удовольствием. Сказала по секрету, что ей очень понравился мультфильм

Мешал остальным детям смотреть мультфильм

На основе этих данных в таблице 2.3 было представлено, сколько же мальчиков и девочек с высоким уровнем эмоциональности, средним и низким при просмотре мультфильма «Снежная Королева».

Таблица 2.3 Эмоциональные проявления детей при просмотре мультфильма

Уровень развития эмоций

Таким образом, табличные данные показали, что только для 38,5% девочек характерен высокий уровень эмоциональной выразительности, а мальчики вообще с таким уровнем отсутствуют. 28,6% мальчиков и 38,5% девочек в средней степени выражают свои эмоции. Низкий уровень эмоциональных проявлений характерен для 71,4% мальчиков и 23% девочек.

Таким образом, по данным двух таблиц, т.е. 2.1 и 2.3 видно, что есть дети как с высоким уровнем развития эмоций так со средним и низким. Большее количество детей это дети с низким уровнем и здесь преобладает больший процент мальчиков. Эти все полученные данные можно изобразить в общей схеме, которая наглядно покажет выделенные уровни развития эмоций у детей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Сколько стоит анализ на аллергены у детей

Рис. 2.3 Наглядное изображение уровней развития эмоций.

Примечание: В — высокий уровень развития. С — средний уровень развития. Н — низкий уровень развития.

Результаты восприятия внутрисемейных отношений воспринимаемых ребенком

Для оценки внутрисемейных отношений воспринимаемых ребенком использовалась таблица «Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи» (см. Приложение 3). Таблица 2.4 представляет полученные результаты при обработке рисунков.

Таблица 2.4 Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи

Благоприятная семейная ситуация

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

Примечание: АВ — обсолютная величина.

Табличные данные показывают, что из 20 семей есть 10% семей с благоприятной семейной ситуацией, 30% с тревожностью, 20% с конфликтностью , 5% с чувством неполноценности в семейной ситуации и 35% с враждебностью в семейной ситуации.

Таким образом, по данной таблице видно, что наибольший процент составил симптомокомплекс — враждебность в семейной ситуации.

Эти все данные можно изобразить в схеме, которая наглядно покажет все полученные симптомокомплексы путем рисунка семьи.

Рис. 2.3 Наглядное изображение симптомокомплексов.

Примечание: 1 — чувство неполноценности в семейной ситуации, 2 — благоприятная семейная ситуация, 3 — конфликтность, 4 — тревожность, 5 — враждебность в семейной ситуации

Для того чтобы узнать влияет ли семейная ситуация на эмоциональное развитие детей была построена таблица 2.4

Высокий уровень э.

Средний уровень э.

Низкий уровень э.

Благоприятная семейная ситуация

Чувство неполноценности в семейной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

Таким образом, исходя, из данных таблицы можно сделать вывод, что семейная ситуация все-таки влияет на эмоциональное развитие детей. Например, в благоприятной семейной ситуации дети с высоким уровнем эмоциональности, если враждебность в семейной ситуации, то дети с низким эмоциональным уровнем и т. п.

Изучение родительского отношения к ребенку с помощью опросника

Родителям было предложено заполнить опросник состоящий из 61 пункта (см. Приложение 4).

При подсчете баллов по всем шкалам учитывался ответ «да».

Высокий балл по соответствующим шкалам интерпретировался как:

1. «Принятие — отвержение». Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравиться ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом плюсе шкалы: родитель воспринимает ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. 2. «Кооперация»- социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, сочувствует ему, старается во всем помочь. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах. 3. «Симбиоз» шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенденция описывается так — родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциолизация» шкала, отражающая форму и направленность контроля за поведением ребенка. При высоком балле, в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины, старается навязать во всем свою волю, не в состоянии встать на точку зрения ребенка. Проявления своеволия строго наказываются. Родитель пристально следит за социальными достижениями своего ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его индивидуальные особенности, привычки, мысли, чувства.

5. «Маленький неудачник»- отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении имеются тенденции инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младшим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителям детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость и, в связи с этим, старается оградить от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Таблица 2.4 представляет полученные результаты при обработке опросника.

Таблица 2.4 Отношение родителей к детям

Данные в процентах,%

Табличные данные показывают, что 65% составляет шкала «принятие — отвержение» , 10% — шкала «кооперация», а такие шкалы как «симбиоз», «гиперсоциализация» и «инфантилизация» вообще отсутствуют. Но есть семьи, которые входят и в шкалу «принятие — отвержение», и в шкалу «кооперация», они составляют 25%.

Таким образом, если взять данные полученные по изучению эмоционального поведения ребенка при просмотре мультфильма, данные полученные при обработке рисунка и их объединить с полученными результатами при обработке опросника для родителей, то можно сделать вывод, что некоторые из них искажали существующую обстановку в семье.

Можно сделать общий вывод, что для ребенка пребывающего в ситуации эмоционального благополучия характерен высокий уровень эмоциональных проявлений. Такие дети могут сопереживать, видят окружающий мир в ярких радостных цветах, сними приятно общаться, у них много друзей, также можно говорить о выразительности и богатстве экспрессивно-мимических средств общения. Для агрессивных, конфликтных детей характерен низкий уровень эмоциональных проявлений и средний уровень эмоциональности. Такие дети не способны в эмоциональном плане выразить свои эмоции, они замкнуты, окружающий мир видят в мрачных тонах.

Таким образом, можно считать гипотезу доказанной: существует связь между конфликтностью дошкольника и его эмоциональным развитием.

Источник: http://studbooks.net/709358/psihologiya/analiz_rezultatov_issledovaniya

Ссылка на основную публикацию