Анализ адаптации детей школе

Адаптация ребенка к школе

Прозвенел первый звонок, цветы и белоснежные банты остались позади, а впереди — школьные будни, бесконечные уроки, ожидание звонка и, конечно, домашние задания. Для первоклашки, еще вчера лепившего куличики в песочнице, требуется немало времени, чтобы произошла адаптация ребенка к школе, к новым реалиям.

В широком смысле адаптация — это приспособление, привыкание к новым условиям жизни. Для ребенка, только пришедшего в школу, этот период является довольно сложным по нескольким причинам. Прежде всего, потому, что в детском саду он был самым старшим, самым взрослым и самым умным. Он осознавал себя почти школьником.

В школе же он автоматически становится самым неумелым, самым маленьким и по возрасту, и физически. Во-вторых, изменился и коллектив. Если в детском саду была привычная для него группа, то в школе уже новый учитель, новые ребята. Изменилась и общая атмосфера: если в детском саду было порядка двухсот человек, свой микроклимат, то в школе уже несколько сотен разновозрастных детей, и первоклассник должен приспособиться и к этому.

В детском саду его всегда опекал воспитатель, в школе после уроков он предоставлен сам себе. В детском саду не было домашних заданий, здесь же, пусть и постепенно, но они появляются. При этом выполнять их нужно не по желанию, а по необходимости.

Кроме этого, что немаловажно, меняется ведущий вид деятельности. Игровую деятельность сменяет собой учебная. Выполнять задания нужно не потому, что я хочу, а потому, что так надо.

И это определенная ломка для ребенка.

Формула, к которой придется привыкать во время учебы в школе, проста: хочу — делаю и не хочу — тоже делаю.

Сколько длится адаптационный период?

Это зависит от многих факторов. Если для одного ребенка адаптационный период длится месяц, то для другого он может продлиться весь учебный год. Во многом это зависит от того, насколько ребенок активен, адаптивен, как он строит коммуникацию с другими детьми, с взрослыми. Дети-интроверты могут переживать этот период особенно тяжело, потому что все свои переживания они оставляют внутри. Тогда как экстраверт легко выплескивает свои эмоции: сначала пошумит, переплачет, а через месяц уже перестроится. Коммуникабельные дети также легче вливаются в новый коллектив.

Как характеризуется поведение школьников в этот период?

В этот период может наблюдаться повышенная усталость: если летом вы не могли его спать уложить до десяти часов вечера, то теперь он в девять часов валится с ног, и уже ни сказок, ни историй на ночь ему не нужно.

Для этого периода также характерно неверие в свои силы: я боюсь, у меня не получится и так далее. Капризы, истерики типа «не пойду я больше в вашу школу».

Некоторые дети уходят в себя. Другие, напротив, проявляют агрессию. Проявления могут быть самыми различными.

На что нужно обратить внимание родителям?

Прежде всего, родители должны понимать, насколько ребенку тяжело. И, конечно, необходимо быть внимательным к его поведению, настроению, состоянию здоровья. Если ребенок начинает грызть ручки, карандаши, постоянно обгрызает ногти, особенно если он не делал этого прежде, — это может быть поводом обратиться к неврологу. Как и в любой стрессовый период, могут дать знать о себе «старые болячки»: заикание, энурез, нервные тики.

Учитывает ли школьная программа наличие периода привыкания к школе?

Начать следует с того, что обучение в первом классе регламентировано требованиями санитарных норм, а также письмом Министерства образования об организации обучения в первом классе. Эти документы учитывают период адаптации школьников, на него отведена вся первая четверть. Предполагается особая организация режима школьной жизни первоклассника: учебные занятия проводятся в первую смену, учебная неделя пятидневная, режим обучения носит ступенчатый характер.

В наиболее острый период адаптации – в сентябре и октябре — ежедневно проводятся три урока по 35 минут каждый, а четвертый урок проводится в нетрадиционной форме — заполняется прогулками, экскурсиями, развивающими играми с двигательной направленностью. Начиная со второй четверти уже проводятся четыре урока по 35 минут, и только во втором полугодии уроки первоклашек по своей длительности сравниваются с обычными уроками — 45 минут каждый.

Кроме того, в первой четверти после второго урока обязательно проводится динамическая пауза: прогулка на улице, подвижные игры или экскурсия. На каждом уроке предусмотрены две физминутки. Также в период адаптации не осуществляется балльное оценивание.

Чем отличается наполнение программы в этот период?

Прежде всего, тем, что до середины октября запланирован так называемый пропедевтический период, то есть подготовительный период. В математике это дочисловой период, когда дети учатся анализировать и сравнивать предметы и группы предметов, выявлять в речи признаки сходства и различия. В этот период учащиеся устанавливают пространственные отношения, описывают последовательность событий, расположение объектов с использованием слов: позже, раньше, ниже, выше, вверху, внизу, справа, слева и др., устанавливают порядковый номер объекта при заданном порядке, называют числа до 10 в прямом и обратном порядке. Кроме этого, первоклассники готовятся к усвоению курса математики: обогащают словарь математической терминологией.

Какие существуют рекомендации, чтобы адаптация прошла успешно и безболезненно?

Психологическая готовность к школе имеет первостепенное значение. Ребенок должен быть позитивно настроен на то, что ему предстоит обучение, а это серьезный процесс, требующий усилий.

Если ребенок не приучен к тому, чтобы переодеваться после прогулок, наводить порядок на столе, убирать за собой, в школе ему придется тяжело. Важно настроить ребенка, что потребуется упорный кропотливый труд, даже если что-то не получается с первого раза.

Обратите особое внимание на выполнение домашней работы. Вариант, при котором ребенок находился в школе с раннего утра, честно «отработал» четыре урока, пришел домой и делал домашнее задание сначала с бабушкой, а потом до двенадцати ночи переписывал его «на чистовую» с мамой, неприемлем. Не каждый взрослый выдержит такой режим.

Лучшее время для выполнения домашнего задания — с четырех до пяти часов вечера.

Кружки, особенно новые, лучше отложить до начала второй четверти, когда ребенок немного освоится в школе. При этом выбирать лучше такие занятия, которые отвлекут ребенка от учебы и доставят удовольствие.

В русском языке это добуквенный период, когда идет развитие фонематического слуха, умения вычленять звуки, производить слого-звуковой анализ слов; сравнивать звуки в похожих словах. На этом этапе большое внимание уделяется развитию устной речи ребенка, навыков слушания и говорения. Вводятся также понятия «слово», «гласные звуки», «ударение». В этот период ведётся подготовка детей к обучению письму (рисование, штриховка в различных направлениях, обведение по контуру). Этот период позволяет нечитающим детям догнать своих читающих сверстников. В дальнейшем программа усложняется, и серьезная работа начинается со второй четверти.

Как не перегрузить ребенка в этот период?

Главная роль в этом отводится учителю. Обеспечить частую смену деятельности (не более семи минут на один вид), проявить терпение, поддержать, не только не отбить желание учиться, но и заинтересовать — все это задачи учителя.

Что можно порекомендовать родителям?

Самое главное, на мой взгляд, это соблюдать режим дня, укладывать ребенка спать не позднее девяти часов вечера.

Сами родители должны иметь реалистичные ожидания: Москва не сразу строилась, и на адаптацию требуется время. И, конечно, больше помогать первоклашке, чем требовать.

Кроме того, необходимо прислушиваться к рекомендациям учителя, психолога, логопеда. В октябре проходит диагностика, в ходе которой выявляются дети с потенциальными сложностями в адаптации. Им мы предлагаем специализированные занятия. К сожалению, зачастую наши рекомендации остаются без внимания.

Состояние детей в период адаптации к школе находится под особым вниманием врачей. Но подготовка к адаптационному периоду начинается задолго до поступления в школу. В возрасте 5-6 лет, то есть за год до перехода в школу, в детском саду проводятся организационные мероприятия: обследования, прием специалистов, по результатам которых родители получают рекомендации.

Эти рекомендации нельзя игнорировать, потому что от заболеваний и патологий ребенка зависит прогноз адаптации к школе.

Далее прогноз попадает в руки завуча и школьного врача-педиатра и педагога, которые непосредственно контролируют адаптацию ребенка. Поэтому важно, чтобы родители нашли время и возможность посетить того специалиста, которого им рекомендовали, принимать назначенное лечение, а если назначен контрольный осмотр, то пройти и его.

Повторное углубленное обследование осуществляется в год поступления в школу.

По его результатам формируется окончательное заключение о готовности ребенка к обучению в рамках школы.

Для контроля за адаптацией ребенка к новым условиям разработан специальный лист адаптации, который регулярно заполняется педагогом. В листе адаптации указывают балльную оценку по различным эмоционально-поведенческим реакциям ребенка, таким как, например, социальные контакты, познавательная деятельность, дисциплина, отдельно вносится средний балл по успеваемости, особенностям поведения. Помимо фиксации определенных результатов, перенесенных заболеваний, динамики состояния здоровья, в листе адаптации даются медицинские и педагогические рекомендации, при необходимости ребенок направляется на консультацию к специалисту. Кроме того, раз в четверть родители отвечают на вопросы анкеты, которые также помогают выявить невротические расстройства у ребенка.

Такой тщательный контроль проводится с одной целью — вовремя выявить первые признаки дезадаптации (выраженное эмоциональное напряжение, симптомы невротизации, потеря массы тела) и назначить корригирующие медицинские мероприятия.

Как понять, что период адаптации завершился?

Если ребенок не болеет, показывает стабильное эмоциональное состояние, хорошую работоспособность и успеваемость, выполняет социальные функции, присущие его возрасту, то вас можно поздравить – ваш ребенок успешно адаптировался к условиям школы!

Хотите получать новые интересные статьи каждую неделю?

Будем благодарны, если Вы поделитесь этой статьей:

Похожие записи:

Умение считать — один из важнейших навыков, а если у ребенка .

22.06.2017 | Отзывы: нет

  • Как воспитывали детей в старину

    Много веков назад, впрочем, как и сейчас, воспитание детей .

    22.06.2017 | Отзывы: нет

  • Неправильное произношение слов у .

    Кроха лет пяти стояла рядом со мной в автобусе и пристально .

    22.05.2017 | Отзывы: нет

  • Стульчик для кормления

    Одной из заметных покупок для малыша во многих семьях традиционно .

    21.05.2017 | Отзывы: нет

  • Нормы сна для новорожденного

    Сон очень важен для маленького человечка — во сне он .

    19.05.2017 | Отзывы: нет

  • Когда ребенок начинает ползать

    Кажется, только вчера вы принесли это крохотное чудо из .

    18.05.2017 | Отзывы: нет

  • Мультфильмы про зиму и Новый год

    Все знают такие мультфильмы про Новый год и зиму, как «Двенадцать .

    02.12.2015 | Отзывы: нет

  • Развитие дошкольника

    Необходимость подготовки ребенка к школе осознают все .

    Комментарии к записи » Адаптация ребенка к школе»

    Спасибо за статью

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Mcv анализ крови расшифровка норма у детей

    Оцените комментарий: 0 0

    Оставьте свой комментарий!

    Последние комментарии

    © 2018. Портал о беременности, родах, развитии и здоровье ребенка

    Любая частичная и полная перепечатка опубликованной информации разрешается только с согласия автора.

    Источник: http://forsmallbaby.ru/adaptaciya-rebenka-k-shkole/

    Анализ адаптации учащихся в 1 и 5

    Алакольский район Кабанбайская средняя школа №3

    Анализ адаптации учащихся в 1 и 5-ых классах.

    Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей, как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.

    Приспособление (адаптация) ребенка в школе происходит не сразу. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Это наиболее выражено у первоклассников и учащихся 5-ых классов так как изменившиеся обстановка и условия учения предъявляют более высокие требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у них определенных учебных знаний и навыков, учебных деиствиий и.т.п.

    При проведении исследования учитывались различные факторы характеризующие успешность адаптации, которые можно разделить на факторы позитивной адаптации и факторы дезодаптации ( нарушение формирования адекватного поведения, установления контактов с учащимся, учителем, овладение навыками учебной деятельности ), а также на процессы физиологической адаптации и психологической адаптации.

    В нашем исследовании в результате наблюдения было установлено, что процесс физиологической адаптации детей 1-ых и 5-ых классов соответствует третьему этапу — период устойчивого относительного приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку требующего меньшего напряжения всех систем. (работа медперсонала)

    Основными показателями психологической адаптации ребенка в школе являются формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимся, учителем, овладение навыками учебной деятельности.

    Используя различные методы такие как наблюдение, беседа, анкетирование совместно с классными руководителями были составлены психолого-педагоические карты в которой отражаются 4 сферы: это такие как познавательная сфера, особенности общения и поведения, особенности личностной сферы, особенности системы отношении учащихся к миру и самому себе, характеризующие уровень адаптации учащихся. Анализ всех этих сфер показал, что

    50 % — 1 класса и 60% — 5 класса учащихся имеют высокие психолого-педагогические показатели характеризующие высокую адаптацию к учебному процессу, а 30 % -1 класса, и 20 % — 5 класса учащихся имеют средние психолого-педагогические показатели адаптации, и 20 – 1 класса и 20 % — 5 класса имеют низкие психолого-педагогические показатели с этими учащимися совместно с классными руководителями проводим работу коррекционного направления.

    Наблюдения за школьниками 1-х классов показали, что социально-психологическая адаптация детей в школе проходит в нужном направлении т. е дети приобретают новых друзей в классе, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны добросовестно и без видимого напряжения выполняют все требования учителя.

    А в 4-ых классах по проблеме преемственности и адаптации, как и в прошлом году составили путем различных диагностических методик психологическую характеристику ученика, которая способствует более компетентному подходу к учащимся со стороны учителей предметников в процессе преемственности.

    Для повышения уровня адаптации 1-5 ых классах была проведена диагностика уровня тревожности связанная с адаптационным периодом, по каждым классам имеются матрицы с определением фактора тревожности каждого учащегося. Далее провели коррекционную работу в форме тренинга с учащимися 1-5-ых классов, где дети могли обсудить общие проблемы, возникшие с переходом в 5-ый класс. В целом тренинги были направлены на коррекцию самооценки, уровня притязании сближение коллектива, взаимопонимание, снятие тревожности. Проведенный тренинг дал позитивный результат, это можно было увидеть на лицах самих детей и разговорах между ними.

    В целом адаптация детей в школе проходит успешно, благодаря педагогам, которые знают и учитывают в своей работе функциональные особенности состояния организма школьника и его изменения на протяжении урока, учебного дня, недели, и учебного года, строя учебный процесс так, чтобы можно было дать наиболее сложный материал в период оптимума, а требующих меньших усилии тогда, когда меньше сил.

    ШПС. Турганбеков Н.Н 15.10.08

    Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

    Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

    Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

    Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

    Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

    • 560
    • 24.03.2016

    Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

    Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

    Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

    Вы первый можете оставить свой комментарий

    Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

    Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

    Источник: http://infourok.ru/analiz-adaptacii-uchaschihsya-v-i-979011.html

    Проблема адаптации ребенка в школе

    Федеральное агентство по образованию

    Омский государственный педагогический университет

    Факультет специальной педагогический и психологии

    Кафедра специальной психологии

    Контрольная работа по учебной дисциплине

    «Организация и содержание специальной психологической помощи»

    Тема: «Проблема адаптации ребенка в школе»

    Жукова Анна Александровна

    1.Адаптация ребенка к школе

    2.Психологические трудности собственно младшего школьного возраста

    3.Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе

    4.Адаптация первоклассника к школьному обучению

    Проблема психофизиологической готовности к школе чрезвычайно актуальна. От определения ее сущности, показателей готовности, путей ее формирования зависит определение целей и содержания обучения и воспитания в дошкольных учреждениях, а также успешность последующего развития и обучения детей в школе. Проведенный анализ литературы показал, что готовность к школе в современных условиях рассматривается как готовность к школьному обучению или учебной деятельности. Но готовность к учебной деятельности не охватывает полного феномена готовности к школе. Это становится особенно очевидным, если рассмотреть проблему со стороны адаптации к школе — того процесса и результата, который имеет место в первом классе.

    Феномен адаптации связывается с овладением человеком новым видом деятельности, социальной ролью, изменением социального окружения.

    Адаптация в первом классе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную, изменяется социальное окружение — появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни.

    Период адаптации ребенка к школе может длиться от 2-3 недель до полугода, это зависит от многих факторов: индивидуальные особенности ребенка, характер взаимоотношений с окружающими, тип учебного заведения (а значит, и уровень сложности образовательной программы) и степень подготовленности ребенка к школьной жизни. Немаловажным фактором является и поддержка взрослых — мамы, папы, бабушек и дедушек. Чем больше взрослых окажут посильную помощь в этом процессе, тем успешнее ребенок адаптируется к новым условиям.

    Поступление ребенка в школу означает смену его социальной позиции и влечет за собой ломку старых стереотипов поведения и взаимоотношений с окружающими, необходимость освоения новых норм и требований, предъявляемых к нему учителем и родителями. Все дети проходят период адаптации к школе, даже те, которые имеют хорошую предварительную подготовку. Этот период продолжается от 2-3 недель до 6 месяцев и сопровождается ростом внутренней напряженности ребенка, повышением уровня тревожности и снижением самооценки. При нормальном протекании школьной адаптации эмоциональное самочувствие и самооценка стабилизируются, если же процесс адаптации ребенка в I классе затруднен, может наблюдаться деформация его личностного развития.

    Свидетельством адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в соответствующей деятельности, с другой — внутреннее состояние индивида, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

    Традиционная система образования не способна сегодня в полной мере обеспечить соответствующий уровень развития для детей, обладающих психофизиологическими и интеллектуальными возможностями для обучения и развития на более высоком уровне сложности.

    Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль.

    В последнее время, учитывая возрастающую психолого-педагогическую грамотность родителей и учителей, все большее внимание уделяется развитию личности ребенка, его моральному и психологическому благополучию, подготовке к школьному обучению и адаптации к школе.

    1. Адаптация ребенка к школе

    Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличие от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой здесь совсем иные — не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу и к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

    Дети не одинаково "вживаются" в новые для них условия школьной жизни. Главными моментами, влияющими на социально-психологическую адаптацию в школе, являются следующие: адаптация к новому режиму дня — продолжительность урока, перемены, число уроков, режим питания, домашняя самоподготовка и другие; адаптация к классному коллективу — проблемы приобретения социального статуса, взаимоотношений со сверстниками; трудности адаптации, локализующиеся в области взаимоотношений со школьным учителем; трудности адаптации, обусловленные изменениями ситуации в домашней обстановке—изменения отношения родителей к ребенку, повышение их требовательности к дисциплине, апелляция к чувству ответственности.

    При высоком уровне адаптации ребенок положительно относится к школе, требования учителя воспринимает адекватно, проявляет интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем урокам, занимает в классе благоприятное статусное положение.

    При среднем уровне адаптации отношение к школе также положительное и переживаний ребенка по поводу ее посещения не возникает. Однако здесь требуется больший контроль со стороны взрослых (учителя, родителей) к ребенку и его учебе в школе. Ребенок понимает учебный материал, решает типовые задачи, но сосредоточен только тогда, когда занят чем-то интересным. Дружит со многими одноклассниками.

    При низком уровне адаптации ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье, доминирует подавленное настроение, имеются нарушения дисциплины, учебный материал усваивает фрагментарно, нет интереса к домашнему приготовлению уроков, близких друзей в классе нет. При внимательном наблюдении можно заметить, что у такого ребенка несколько улучшается внимание и работоспособность при удлинении пауз для отдыха.

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ аст повышен ребенка

    Адаптационные трудности занимают относительно непродолжительный промежуток времени в начале школьного обучения. Тяжелее и дольше привыкают к школьной жизни "домашние" дети, т.е. дети, которые никогда ранее не посещали детские дошкольные учреждения и не имеют достаточного опыта общения в больших детских коллективах.

    При затяжном и необычном протекании адаптационного периода следует обратить внимание на состояние здоровья ребенка, так как за этим может скрываться возможность обострения каких-либо хронических заболеваний, декомпенсации резидуальной (остаточной) органической мозговой недостаточности (в анамнезе таких детей часто прослеживаются трудные роды или осложнения беременности у матери, болезни ребенка в раннем послеродовом периоде).

    2. Психологические трудности собственно младшего школьного возраста

    Психологические трудности собственно младшего школьного возраста—это уже трудности не критического, а литического периода, и связаны они с особенностями формирования и функционирования у ребенка учебной деятельности. Это момент, когда на место проблем, связанных с фактом поступлением в школу и адаптации к ней, приходят проблемы трудностей освоения тех или иных сторон этой новой для ребенка учебной деятельности.

    Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям. При определении школьной зрелости врачами и педагогами оцениваются в первую очередь рост, масса тела и интеллект. Однако при оценке школьной зрелости необходимо учитывать и социально-психологическую готовность ребенка к школьному обучению. К сожалению, социальной зрелости, которую к тому же не легко оценить, не уделяется достаточного внимания. В результате в школу поступает достаточно много детей, которым хотелось бы скорее играть, чем заниматься уроками. У них низкая работоспособность, внимание еще неустойчиво и с предлагаемыми учителем заданиями они справляются плохо, не в состоянии они и соблюдать школьную дисциплину.

    Когнитивные теории во главу угла ставят развитие познавательной сферы, а развитие других сфер личности пытаются объяснить особенностями развития интеллекта. Однако, по мнению Ж. Пиаже, создателя теории интеллектуального развития ребенка, нравственное развитие происходит во взаимосвязи с умственным, но все же иначе и зависит от опыта общения ребенка с окружающими людьми и предметами. Опираясь на труды Пиаже об интеллектуальном развитии детей, американский психолог Лоуренс Кольберг разработал теорию нравственного развития ребенка, показывающую взаимосвязь морального обоснования поступков и умственного развития.

    В своих исследованиях Кольберг ставил детей и подростков перед гипотетическими моральными дилеммами. Например, ребенку предлагают прослушать рассказ с просьбой его оценить: "В одном городе серьезно заболела женщина. Врач сказал, что только одно лекарство, которое придумал местный аптекарь, способно вылечить ее. Лекарство стоило дорого, и муж заболевшей женщины смог собрать у всех своих родственников и знакомых только половину нужной суммы. Однако аптекарь, хотя и знал, что женщина умирает, отказался отпустить лекарство за полцены или в долг. Тогда муж этой женщины ночью пробрался в дом аптекаря и украл нужное лекарство".

    На основании ответов на такого рода задачи Кольбергом выделено три уровня, включающие в себя шесть стадий нравственного (конвенционального) развития (цит. по Шевандрин Н.И., 1995):

    Уровень 1. Предконвенциональный (с 4 до 10 лет) — поступки определяются внешними обстоятельствами, точка зрения других в расчет не принимается.

    Стадия 1. Ориентация на наказания — "Я должен сделать то, что обещал, иначе накажут" (слушается, чтобы избежать наказания).

    Стадия 2. Ориентация на поощрения, однако — "Если ты меня обидел, то и я тебя обижу" (эгоистические соображения взвимной выгоды, послушание в обмен на какие-то блага и поощрения).

    Уровень 2. Конвенциональный (с 10 до 13 лет) — человек придерживается условий роли, ориентируясь при этом на принципы других людей.

    Стадия 3. Ориентация на образец "хорошего мальчика/девочки" — "Я хочу делать то, что приятно другим" (желание одобрения со стороны значимых других людей и стыд перед их осуждением).

    Стадия 4. Ориентация на авторитет — "Я обязан соблюдать закон" (хорошо то, что соответствует правилам).

    Уровень 3. Постконвенциональный — "автономная мораль" (с 13 лет) — переносит моральное решение внутрь личности и начинается с понимания относительности и неустановленности нравственных правил с постепенным пониманием и признанием существования некоторого высшего закона, выражающего интересы большинства. Заканчивается формированием устойчивых моральных принципов, диктуемых собственной совестью, безотносительно к внешним обстоятельствам и рассудочным соображениям.

    Стадия 5. Ориентация на общественный договор — "Я должен исполнять эти законы, так как их установило общество".

    Стадия 6. Ориентация на общечеловеческие этические принципы и нравственные нормы — "Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой".

    Слабоуспевающие и беспокойные дети легко оказываются аутсайдерами в классе. Такая ситуация часто ведет к разочарованиям и враждебности к школе. Успеваемость у таких детей нередко становится ниже их потенциальных возможностей, а в поведенческом плане возможны проявления агрессии. Ситуация может усугубиться возможным неправильным поведением родителей, когда они, испытывая серьезные опасения и даже разочарование в своем ребенке, лишают его невольно эмоциональной поддержки. Трудности социально-психологической адаптации к школе и отсутствие эмоциональной защищенности в родном доме открывают дорогу к различным вариантам патологического личностного развития таких детей.

    Младшим школьникам свойственна высокая эмоциональная отзывчивость, и у них сильно развита потребность в движениях. При невозможности удовлетворить эту потребность у ребенка ухудшается внимание, быстрее наступает утомление. По этой же причине на перемене дети бегают, дерутся и кричат. Особые трудности в школе испытывают дети холерического темперамента, черты которого наиболее ярко выступают в критические периоды онтогенеза. Повышенная возбудимость, неусидчивость и моторная расторможен-ность могут иметь и другие причины. В любом случае такие дети требуют к себе внимательного отношения родителей, педагогов и врачей. Следует помнить, что волевая активность младших школьников базируется преимущественно на побуждении извне, самостоятельно они еще не могут проявлять достаточную выдержку и организованность, поэтому им необходим постоянный контроль со стороны взрослых.

    Другой типичной причиной затруднений освоения учебной деятельности является недостаточная сфорлшрованность у ребенка интеллекта пли отдельных его сторон. Такие дети имеют слабо выраженные нарушения памяти, внимания, мышления, речи или динамики психических процессов. Подобные нарушения возникают при различных вариантах задержки и асинхронии психического развития. Они могут быть следствием родовой травмы, перенесенного ребенком сотрясения головного мозга или тяжелого заболевания. Эти дети нуждаются не только в педагогической помощи (в ряде случаев они требуют обучения в специально созданных условиях — классы "выравнивания"), но и должны находиться под наблюдением школьного врача.

    Большую роль в формировании интеллектуальной деятельности играют и социальные факторы. Так, педагогически запущенные дети, чьи родители имеют более низкий образовательный уровень, злоупотребляют алкоголем или конфликтуют между собой и практически воспитанием ребенка не занимаются, имеют очень бедный запас знаний, оказываются не подготовленными к школе и в силу этого испытывают трудности в обучении.

    Со второго класса начинает складываться детский коллектив, и теперь дети начинают более болезненно реагировать на замечания взрослых, сделанные ими при товарищах, поскольку мнение сверстников приобретает для них весьма важное значение. Начинают выделяться "лидеры" и "отверженные", меняются взаимоотношения детей. В ряде случаев проблемы межличностных отношений со сверстниками и взрослыми выступают у некоторых детей на первый план и требуют анализа и коррекции. Родители таких детей часто говорят о них, что ребенок необщительный, у него нет друзей, "задразнили в школе", "моего ребенка не понимает учитель" и тому подобное.

    Антидисциплинарное поведение (трудновоспитуемость) Трудновоспитуемыми называют детей, которые при нормальных педагогических мероприятиях не объединяются с коллективом сверстников и к тому же, как правило, плохо учатся. Они нуждаются в специальном педагогическом воздействии на протяжении многих лет, однако и в этом случае шансы на успех не очень велики. Трудновоспитуемость может быть обусловлена рядом причин. В отдельных случаях это наследственно обусловленная абсолютная эмоциональная холодность, которая порой может отражать подобное поведение с отсутствием эмоциональной отзывчивости по крайней мере одного из родителей, что определяет атмосферу в семье. Можно предположить, что и второй из родителей не слишком эмоционален, в противном случае их совместная жизнь едва ли была бы возможна. Чаще всего это люди, ориентированные на профессиональную деятельность с внешне упорядоченными семейными отношениями.

    3. Схема обследования ребенка при жалобах на трудности адаптации к школе

    1. Проверяется сохранность познавательных процессов: блок диагностических методик на вербальный и невербальный интеллект, память, внимание, уровень развития речи, ручной праксис.

    2.Проверяется обучаемость ребенка (задачи с дозированной помощью взрослых), сформированность элементов учебной деятельности, внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения.

    3.Анализируются особенности учебной мотивации ребенка, уровень притязаний, интересы.

    4.Обязательно проверяются учебные навыки ребенка, просматриваются тетради по математике, русскому языку, даются пробы на чтение, письмо и решение задач.

    5.Выясняется эмоциональный компонент неуспеваемости: как ребенок относится к плохим (неудовлетворительным) оценкам; какова типичная обратная связь по этому поводу со стороны взрослых (родители, учителя); есть ли сферы деятельности, позволяющие ребенку компенсировать неуспех в обучении; по возможности воспроизводится вся система межличностных отношений ребенка.

    6.Выясняются типичные виды помощи родителей ребенку в учебе: кто занимается с ним, как много, какие приемы используют. Анализ стиля родительского воспитания в семье в целом.

    7. Собирается подробный анамнез развития ребенка, с чем родители связывают трудности обучения в школе.

    Результатом обследования является возрастно-психологическое заключение. Оно должно отражать не только сам дефект, но сохранные психические структуры, на которые можно опереться при его компенсации, а также важно описать актуальную социальную ситуацию ребенка и ее возможности для адаптации и реабилитации. В беседе с родителями стремятся раскрыть не только психологическую структуру дефекта, но и подчеркивают положительные качества ребенка. Консультирование базируется на соблюдении интересов ребенка и щадящей форме сообщения родителям диагноза.

    Настораживающими в плане возможности дезадаптации поведения на последующих этапах возрастного развития являются следующие особенности поведения младших школьников (Лебединская К.С. и др., 1988):

    — низкая познавательная активность и личностная незрелость, диссоциирующие с возрастающими требованиями к социальному статусу школьника;

    — сохраняющиеся с дошкольного возраста элементы моторной расторможенности, сочетающиеся с эйфорическим фоном настроения и повышенной жаждой острых, бездумных впечатлений;

    —усиление некоторых элементов влечений типа интереса к ситуациям жестокости и агрессии;

    — немотивированные колебания настроения, а также конфликтность, взрывчатость и драчливость по мелким поводам (часто с заметными вегетативно-сосудистыми реакциями, завершающимися цереброастеническими явлениями);

    ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ крови соэ 20 ребенка

    — реакции протеста по поводу школьных занятий — прогулы уроков, невыполнение домашних заданий "назло" педагогам и родителям;

    —гиперкомпенсационные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения: грубость, намеренное невыполнение требований и другие;

    — трудности и даже невозможность усвоения дальнейших разделов школьной программы за счет как отсутствия интереса к учебе, так и слабых интеллектуальных возможностей;

    — нарастание тяготения к асоциальности (мелкие кражи, попытки курения и алкоголизация), особенно при дефектах воспитания со стороны семьи (пьянство родителей, безнадзорность или грубая авторитарность в стиле воспитания).

    4.Адаптация первоклассника к школьному обучению

    Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается — адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам.

    Многие родители полагают, что, научив своего ребенка читать, писать и считать до 100, они очень хорошо подготовили будущего первоклассника к школе, и у него не будет там никаких проблем. Сталкиваясь с первым нежеланием ребенка ходить в школу, родители пребывают в полном недоумении. Совсем недавно, ребенок хотел идти в школу, в процессе подготовки к школе показывал хорошие результаты и вдруг… При встрече с учителем, вы узнаете, что и в школе не без проблем. Попробуем понять, почему так происходит и из чего складывается адаптация к школьному обучению.

    Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Оценивают здоровье детей по четырем основаниям:

    — уровень нервно-психического и физического развития;

    — показатели функционирования основных систем организма;

    — уровень противодействия организма неблагоприятным воздействиям.

    На основании этих показателей исследователи выделяют 5 групп детей:

    Первая группа – психическое и физическое развитие соответствует средневозрастным нормам; дети редко болеют; органы и системы организма функционируют нормально. К сожалению, в первый класс поступает лишь 20-25% таких детей.

    Вторая группа – имеются функциональные нарушения, затрудняющие адаптацию к школе, но болезнь еще не перешла в хроническую форму. Количество таких детей в первом классе примерно 30-35%.

    Третья группа – дети, имеющие хронические заболевания. Количество таких детей составляет 30-35%.

    Четвертая и пятая группы состоят из детей, страдающих серьезными нарушениями здоровья, которые не позволяют обучаться в общей школе.

    По состоянию здоровья ребенка, можно предположить, с какими проблемами адаптации он столкнется и что надо обязательно учитывать, в самом начале процесса обучения.

    Родителям, необходимо помнить, что для многих детей, относящихся к группе риска по состоянию здоровья, противопоказано: обучение в школе-гимназии, пребывание в группе продленного дня, активное посещение кружков и секций сразу по нескольким направлениям. Главная задача родителей — поддерживать здоровый баланс между отдыхом и нагрузкой, в процессе всего времени обучения ребенка в школе. Это предполагает установление режима дня, правильного распределения энергозатрат. Первые признаки переутомления, плохого самочувствия отразятся на процессе адаптации и усвоении школьной программы.

    Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию. Данный параметр можно считать сформированным, если ребенок способен ставить цель и достигать ее, прикладывая усилия и преодолевая препятствия. Важно, чтобы школьник не пасовал перед трудностями, не отказывался от достижения намеченной цели, если на пути к ее достижению встречаются препятствия.

    Как могут выглядеть трудности, которые сразу заметны родителям и учителям. Привожу небольшой перечень основных проблем:

    -потребность в постоянной опоре на подсказку или совместное выполнение уроков;

    -сложность в понимании домашнего задания и алгоритме его выполнения;

    -частая отвлекаемость внимания при выполнении домашнего задания;

    -неспособность управлять своим поведением на уроках, переменах;

    -трудности в общении с одноклассниками, учителями;

    -сложность в запоминании материала, даваемого на уроках (ребенок его не помнит, не может рассказать часть содержания и т.д.);

    -выполнение домашнего задания занимает пол дня;

    -самостоятельное чтение вызывает недовольство и нежелание;

    -ребенок быстро утомляется в процессе выполнения домашнего задания (становится вялым, невнимательным, начинает зевать, жаловаться на головную боль и др.)

    -ухудшается самочувствие, снижается активность, внимание, изменяется поведения с началом школьного обучения.

    С подобными проявлениями, необходимо обращаться к психологу за рекомендациями и психологической помощью.

    К сожалению, о психологической готовности ребёнка к школе, вам не скажут на медосмотре. Об этом надо позаботиться родителям, даже если ребёнок посещал дошкольную подготовку — посетить кабинет психолога с целью диагностического обследования к школе и получения необходимых рекомендаций.

    Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Поэтому психолог, дает рекомендации родителям по сопровождению будущего первоклассника, правильному оказанию помощи в обучении, формированию необходимых умений и навыков, упущенных в период дошкольной подготовки. Родителям не надо бояться услышать, что у ребенка что-то не так, как хотелось бы к школе. Если вы получите информацию – сможете своевременно принять меры и помочь своему ребенку, не дожидаясь школьной неуспеваемости, не допуская развития школьной тревожности и дезадаптации. Как правило, первые проявления школьной дезадаптации заметны уже к концу первого месяца обучения. В норме, ребёнку достаточно 2-3 недели на усвоение норм и правил школьной жизни. Но с точки зрения интеллектуального освоения программы обучения, дезадаптация чаще проявляется к окончанию первого триместра. Этому предшествуют определённые предпосылки и проявления, которые связаны с возрастными, личностными и медицинскими аспектами.

    Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:

    Провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению;

    Определить факторы риска школьной дезадаптации;

    Получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости — психолога.

    Адаптация ребенка к школе — особый и сложный период в жизни ребенка: он осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности — учебную, изменяется социальное окружение — появляются одноклассники, учителя и школа как большая социальная группа, в которую включается ребенок, изменяется уклад его жизни. Различают три уровня адаптации ребёнка к школе : высокий, средний, низкий.

    Начало обучения в школе предполагает наличие у ребенка школьной зрелости, т.е. он должен достичь определенного уровня физического и интеллектуального развития, а также социальной адаптации, что позволяет ему соответствовать традиционным школьным требованиям. Для этого необходимо обследование ребенка на трудности адаптации к школе.

    Школьное обучение предъявляет определенные требования к ребенку, которые объединены в понятие « готовность к школьному обучению». Наиболее значимым показателем готовности считается — адаптация, или приспособление к школе. Это очень ответственный период в жизни первоклассника. Изменяется практически вся жизнь ребёнка: его интересы, желания, общение со сверстниками и взрослыми – все подчиняется школьным проблемам. Адаптация первоклассника включает два основных уровня готовности: физический и психологический. Следовательно, готовность к школьному обучению предполагает не только формирование определенных учебных навыков в дошкольной гимназии. Физический компонент подразумевает общее физическое развитие мальчиков и девочек 6-7 летнего возраста в соответствии с нормативными показателями. К таким показателям относятся: вес, рост, объем груди; состояние моторики, зрения, слуха; общее состояние здоровья. Психологическая готовность к обучению в школе включает: развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления, речи) в соответствии с возрастной нормой; развитие коммуникативной сферы (навыков общения и взаимодействия с детьми, взрослыми); саморегуляцию и произвольность (умение слышать, слушать и выполнять инструкцию; вести себя в соответствии с общепринятой нормой поведения); интеллектуальный компонент (развитие познавательных процессов). Важным критерием психологической готовности к школе считается сформированность « внутренней позиции школьника», что означает сознательную постановку и исполнение ребенком определенных намерений и целей. В развитии данного критерия принимает участие волевой компонент, отвечающий за произвольность и саморегуляцию.

    Развитие каждого конкретного ребенка к периоду школьного обучения имеет индивидуальные особенности, что является нормальным. Но к сожалению, требования школьного обучения, предъявляемые к первокласснику, не учитывают индивидуальность. Как показывает опыт, многие проблемы можно предвидеть и своевременно решить, не дожидаясь пока ребёнок испытает их на себе. С этой целью необходимо:

    — провести диагностическое обследование психологической готовности ребёнка к школьному обучению;

    — определить факторы риска школьной дезадаптации;

    — получить рекомендации по эффективному сопровождению первоклассника со стороны родителей и в случае необходимости — психолога.

    1. Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе: Кн. для учителя нач. классов — М.: Просвещение, 1986

    2. А.С. Дмитриев Индивидуальный подход к школьникам, отстающим в учебе или имеющим отклонения в поведении. Журнал "Начальная школа + до и после" №8 2006

    3. С.Ю. Юдина Когда школьник становится учеником. Журнал Начальная школа до и после №8 2004

    4. Подготовка детей к школе в семье. / Под. ред. Т.А. Марковой, Ф.А. Сохина, М., Педагогика.

    5. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа психолога в начальной школе. М.: Генезис, 2001.

    6. Реан А.А., Костромина С.Н. «Как подготовить ребенка к школе» [текст]: / А.А. Реан, С.Н. Костромина// — М.: «Питер.ком» 1998 — 160с.

    7. Фридман Л.М. Психология воспитания [текст]: / Л.М. Фридман// — М.: ТЦ «Сфера», 1999 — 208с.1. Безруких М., Ефимова С., Круглов Б. Почему учиться трудно? М.1996.

    8. Чудинова Е.В. Младшие школьники в учебной деятельности. Рига.1999.

    ДОБАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ [можно без регистрации]

    перед публикацией все комментарии рассматриваются модератором сайта — спам опубликован не будет

    Хотите опубликовать свою статью или создать цикл из статей и лекций?

    Это очень просто – нужна только регистрация на сайте.

    Источник: http://mirznanii.com/a/200949/problema-adaptatsii-rebenka-v-shkole

  • Ссылка на основную публикацию