Анализ динамики развития ребенка

Анализ динамики развития детей по результатам диагностики

II.6 Психолого-педагогическая работа в ГБОУ детский сад № 2532

Основные направления в деятельности

Продолжать укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду.

Выявление и поддержка детей с повышенной познавательной активностью.

Исследование динамики познавательного и личностного развития дошкольников, используя современные психологические диагностики.

Формирование у педагогов и родителей навыков психолого-педагогической, социальной, эмоциональной компетентности в общении.

Способствовать созданию благоприятного психологического климата в коллективе.

Ознакомление администрации и педагогического коллектива с результатами психологической диагностики детей, участие в составление годового плана работы ДОУ, в работе педагогических советов.

оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду. Исследованиединамики интеллектуального и личностногоразвитиядошкольников. используясовременныепсихологическиедиагностики. Осуществление коррекционного процесса.

оптимальные условия для развития личности дошкольников в детском саду. 2. Исследованиединамики интеллектуального и личностногоразвитиядошкольников. используясовременныепсихологическиедиагностики. 3. Продолжать формировать у педагогов.

оптимальные условия для развития личности ребёнка. Исследованиединамики интеллектуального и личностногоразвитиядошкольников. используясовременныепсихологическиедиагностики. Обеспечение преемственности в психологическом сопровождении формирования.

Учебное пособие Под редакцией К. М. Гурев ича, Е. М. Борисовой Психологическаядиагностика

уровне интеллектуального развития. психофизиологических особенностях и т.д. Психологическаядиагностикасовременная. быстро. использовались обычные экспериментально-психологические испытания. По форме они походили на приемы лабораторного исследования.

Рекомендации по изучению психологической готовности ребенка к школе. 50 56

1.3. Развитие речи у дошкольников. 22 1.4. Роль игровой деятельности в психическом развитиидошкольника. 28 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯДОШКОЛЬНИКОВ 35 2.1. Диагностикапсихологических.

Индивидуальная карта учёта динамики развития ребенка

II. Социальная карта семьи

Сколько детей в семье / в т.ч. семье опекуна ____________________________________________

Какой ребенок по счету в семье / в т.ч. семье опекуна ____________________________________

С кем ребенок проживает ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________________Члены семьи, не живущие с ребенком, но принимающие активное участие в его жизни __________________________________________________________________________________

Условия жизни ребенка ______________________________________________________________

(отдельная комната, уголок в общей комнате, свой письменный стол, отдельное спальное место, общая

кровать с кем-то из детей и т.п.)

Кто из взрослых:

– помогает делать домашние задания__________________________________________________________

– сидит с ребенком в случае болезни___________________________________________________________

– провожает и встречает из школы ____________________________________________________________

– гуляет с ребенком _________________________________________________________________________

Определить уровень речевого развития ребенка младшего школьного возраста на момент начала работы

Определить уровень речевого развития ребенка младшего школьного возраста по итогам работы

Определить уровень сформированности двигательных функций артикуляционного аппарата

Определить уровень сформированности двигательных функций мелкой моторики пальцев рук

Определить уровень сформированности звукопроизношения

Определить уровень сформированности фонематических процессов

Определить уровень сформированности звукового анализа

Определить уровень сформированности словарного запаса

Определить уровень сформированности грамматического строя

Определить уровень сформированности связной речи

Определить уровень сформированности пространственной ориентировки

© 2012#0150;2016 Проект «Инфоурок»

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.

Адрес редакции: 214011, РФ,

г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Анализ и обсуждение результатов экспериментального исследования особенностей развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с общим недоразвитием речи

На этапе констатирующего эксперимента при проведении методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия мы получили данные и занесли их в таблицу. Количественным показателем успешности запоминания служило количество воспроизводившихся ребенком единиц материала. При запоминании слов за единицу принималось каждое слово.

Таким образом, по результатам диагностики слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия на этапе констатирующего эксперимента мы получили следующие данные:

1. По количеству запомнившихся слов после пятого воспроизведения 5 детей имеют средний уровень, что составляет 50% и 5 детей имеют низкий уровень запоминания, что составляет 50%. Наглядно представим результаты на рисунке 1.

Рис. 1. Уровень развития скорости и объема слухоречевой памяти

по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия

(на констатирующем этапе)

Проанализировав результаты констатирующего эксперимента, мы сделали следующий вывод: дети экспериментальной выборки имеют недостаточное развитие слухоречевой памяти. В связи с этим мы перешли к формирующему эксперименту. После проведения коррекционно-развивающей работы, нами было проведено повторное диагностическое обследование детей, для определения динамики после коррекционного воздействия.

На контрольном этапе исследования по результатам диагностики слухоречевой памяти детей 6 лет с ОНР третьего уровня по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия были получены следующие данные и занесены в таблицу.

Таким образом, по результатам диагностики слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня по методике «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия на этапе контрольного эксперимента мы получили следующие данные:

По результатам диагностики слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня в ходе констатирующего и контрольного эксперимента мы произвели оценку эффективности формирующего эксперимента.

Для того чтобы определить динамику развития слухоречевой, смысловой памяти и фонематического слуха были составлены сравнительные таблицы результатов исследования.

В результате проведения коррекционной работы после пятого воспроизведения слов на 50% сократилось количество детей с низким уровнем развития слухоречевой памяти, на 20% — со средним, на 30% — со средним. Количество детей с высоким уровнем развития кратковременной слухоречевой памяти возросло на 70%. Наглядно это отображено на рисунке 10.

В итоге, динамика развития слухоречевой памяти у детей 6 лет с ОНР третьего уровня составила 60%. Положительная динамика наблюдалась у 100% респондентов.

Источники: http://gigabaza.ru/doc/41264.html, http://infourok.ru/individualnaya-karta-uchyota-dinamiki-razvitiya-rebenka-445711.html, http://studopedia.ru/10_34190_analiz-i-obsuzhdenie-rezultatov-eksperimentalnogo-issledovaniya-osobennostey-razvitiya-sluhorechevoy-pamyati-u-detey—let-s-obshchim-nedorazvitiem-rechi.html

Комментариев пока нет!

Избранные статьи

Щитовидная железа у детей симптомы

Заболевания щитовидной железы у ребенка Хорошими источниками йода являются морепродукты, далее.

Отдых годовалым ребенком куда поехать

Куда поехать отдыхать с далее.

Можно ли кормящим красить волосы

Окрашивание волос при грудном вскармливании Любая мамочка не хочет далее.

Популярные статьи

Анализ на глюкозу при беременности зачем назначают

Глюкоза при беременности Глюкоза — главный показатель обмена углеводов, который при беременности несколько меняется. Глюкоза важна тем, что является, пожалуй, основным и универсальным источником энергии для организма.

Что можно от кашля грудному ребенку

Ребёнок и мать Ребенок и Мать: здоровье, воспитание, развитие: энциклопедия для родителей Полная версия сайта При появлении кашля у.

Узи 2 триместра фото

УЗИ скрининг 2 триместра фото УЗИ скрининг 2 триместра проводится для всех беременных женщин с целью подтверждения либо опровержения тех.

Источник: http://mama-i-rebenki.ru/analizy-rebenka/analiz-dinamiki-razvitija-detej-po-rezultatam.html

Анализ динамики развития ребенка

Оценка динамики развития ребенка. Рекомендации

Таким образом, развитие ребёнка следует рассматривать в течение определённого времени, оценивая каждую сферу навыков и её прогресс в отдельности, а затем соотносить сферы друг с другом и с хронологическим возрастом. Это фундаментальная концепция взгляда на оценку развития детей. Детальный опрос и осмотр необходимы у детей с нарушениями развития, а у нормальных детей при оценке развития они не требуются, поскольку краткого осмотра обычно достаточно.

Он сосредоточен на умениях, наиболее активно меняющихся с возрастом ребёнка. В каждой сфере есть определённый возраст, когда происходит прогресс развития. На рис. 3-8 это представлено в виде диаграммы для каждой сферы развития, на которой уровень изменения в развитии соответствует интенсивности цвета: чем интенсивнее цвет, тем быстрее происходят изменения в развитии. Это означает следующее:

• Развитие крупной моторики: большая часть навыков приобретается в течение первого года жизни.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Виды анализов мочи у детей

• Развитие зрения и мелкой моторики: более существенное приобретение навыков — начиная с года жизни.

• Слух, речь и язык: развитие навыков с 18 мес.

• Социальное, эмоциональное развитие и поведение: приобретение навыков наиболее очевидно с 2,5 лет.

Знание возраста ребёнка и сроков, когда развитие в каждой сфере навыков становится более очевидным, помогает ориентироваться при первоначальном опросе о развитии. Таким образом, для ребёнка в возрасте:

• <18 мес — скорее всего, полезными будут вопросы о крупной моторике, наличии зрительных и слуховых навыков, которые определяют по умению работать руками.

• от 18 мес до 2,5 лет самыми полезными будут вопросы о речевых, языковых и навыках мелкой моторики (работы руками) с последующим кратким опросом о крупной моторике (поскольку, скорее всего, ребёнок проявил её ранее).

• от 2,5 до 3,5 лет — первые вопросы лучше сосредоточить на речевых, языковых и социальных/эмоциональных/поведенческих навыках.

Вопросы о развитии должны покрывать весь спектр прогресса в развитии, но этот более точный способ выяснения истории развития позволяет быстрее и точнее его оценить. Он ориентирует оценку на приобретённые способности вместо того, чтобы заставлять родителей вспоминать возраст, когда их ребёнок прошел основные этапы развития.

Во время визита при сборе анамнеза развития важно также умение врача наблюдать за поведением ребёнка. Это обеспечит не только почти точный ориентир для начала опроса, но быструю оценку способностей ребёнка, поведенческих особенностей, соответствия развития возрасту и взаимоотношений с родителями. Все это позволит составить общее представление о ребёнке, его способностях и развитии.

Инструменты для оценки развития ребенка

Все, что нужно для оценки развития, — простые основные инструменты. Их используют для выявления навыков ребёнка, применяемых во время игры. Кубики, мяч, книга с картинками, кукла и маленькие игрушки (например, чайный столик, карандаши и бумага) позволят быстро, но эффективно оценить двигательные навыки, мелкую моторику, игровые, речевые и языковые способности. Эти способы позволяют ребёнку развеселиться и расслабиться, одновременно облегчая исследующему оценку его навыков.

Скрининг развития (обследование популяции детей определённых возрастов обученным медперсоналом) считают формальным процессом в составе программы обследования и пропаганды здоровья детей. Скрининг прогресса развития маленьких детей также обязательно проводят все врачи-специалисты при любом обращении к врачу, т.е. к врачу общей практики, по поводу боли в горле, при несчастном случае, в травмпункте после падения или при поступлении в педиатрическое отделение. Каждый визит ребёнка используют для определения, в норме ли его развитие.

Существует ряд проблем, связанных со скринингом развития:

• Субъективность клинического заключения, которое, таким образом, ограничивает его применение.

• Однократная оценка развития может быть затруднена из-за усталости ребёнка, его чувства голода, стеснительности или просто нежелания принять в этом участие.

• В то время как у грудных детей основное внимание при оценке раннего развития и динамики уделяют двигательной функции, её считают недостоверным предвестником когнитивных расстройств и успеваемости в школе. Развитие речи и языка лучше отражает когнитивную функцию, но его труднее быстро оценить. Достоверность скрининговых тестов можно повысить, заранее попросив родителей заполнить опросник. Более того, цель скрининга — выявление детей с высоким риском. Также скрининг проводят по просьбе родителей. Если у ребёнка выявлены нарушения развития, его следует направить к педиатру на обследование.

При анализе динамики развития маленьких детей:

• посмотрите, как ребёнок использует игрушки и общается с людьми;

• предложите ребёнку подходящие игрушки для оценки его навыков;

• выясните возраст ребёнка и сосредоточьте вопросы на сфере наибольшей динамики развития.

Оценка развития — детальный анализ определённой области развития, его проводят вслед за скринингом, при котором было выявлено нарушение динамики в какой-либо сфере. Это часть диагностического процесса, связанная с обследованием, лечением и заключением. Оценку развития проводят путём направления в специализированное отделение, которым могут быть различные педиатрические, терапевтические или местные многопрофильные детские отделения, где есть педиатр.

Ряд тестов разработан для скрининга развития формально производимым способом (например, таблица роста и скрининговый тест развития Denver). Существуют также стандартные тесты для оценки развития грудных и маленьких детей, например шкалы Griffiths and Bailey развития грудных детей. Их используют, например, в исследованиях с наблюдением за недоношенными детьми. Также существуют стандартные тесты, ориентированные на специфические моменты развития (например, языковая шкала Reynell, измерение функции крупной моторики (GMFM) и диагностический опросник при аутизме). Все тесты, кроме скрининговых, для получения достоверных результатов требуют времени и умений.

Оценку когнитивной функции (высшая нервная деятельность) у детей школьного возраста с использованием IQ и других тестов проводят клинические или педагогические психологи.

Скрининг и оценка развития:

• Скрининг развития — обследование популяции детей определённых возрастов опытными специалистами.

• Оценка развития — детальный анализ общего развития или определённых его областей.

Программа наблюдения и пропаганды здоровья ребенка

Эта программа включает обзор всех аспектов здоровья и развития у всех маленьких детей. Она содержит три основных элемента:

• Пропаганда здоровья — для уменьшения риска и пропаганды оптимального физического и умственного здоровья.

• Скрининг для раннего выявления и коррекции при нарушениях в физическом развитии и др.

Эта программа — компромисс между стремлением выявить нарушения и потенциально вмешаться на ранней стадии и в то же время избежать частых посещений врача. При каждом осмотре проводится проверка специфических физических аномалий и общего развития, здоровья и роста ребёнка. Рассматриваются избранные темы пропаганды здоровья. Делается акцент на мнение родителей о зрении, слухе, речи и языковых навыках, поскольку родители обычно первые обнаруживают любое нарушение на ранней стадии. Подробности каждого осмотра вносятся в личную историю развития ребёнка. Эти истории сохраняются у родителей и специалисты при любом последующем осмотре ребёнка просят их показать.

Программу пропаганды здоровья детей выполняет в первичном звене врач общей практики или патронажные сестры. При выявлении проблемы составляют план действий для ребёнка, в который могут быть включены советы и отслеживание динамики либо направление к специалисту.

Программа наблюдения и пропаганды здоровья детей:

• Осуществляется первичным звеном.

• Включает иммунизацию, пропаганду здоровья и скрининг развития.

• Акцентирована на роли родителей в раннем выявлении нарушений развития.

Будем рады вашим вопросам и отзывам:

Материалы для размещения и пожелания просим присылать на адрес otzivi_i_zamechania@meduniver.com

Присылая материал для размещения вы соглашаетесь с тем, что все права на него принадлежат вам

При цитировании любой информации обратная ссылка на MedUniver.com — обязательна

Для получения координат авторов статей просьба обращаться к администрации сайта

Вся предоставленная информация подлежит обязательной консультации лечащим врачом

Администрация сохраняет за собой право удалять любую предоставленную пользователем информацию

Источник: http://meduniver.com/Medical/profilaktika/ocenka_dinamiki_razvitia_rebenka.html

Сравнительный анализ динамики физического развития детей раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Биянова Ирина Георгиевна,

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ динамики физического развития детей раннего возраста»

сравнительный анализ динамики физического развития детей раннего возраста

Пермская государственная медицинская академия им. ак. Е. А. Вагнера, г. Пермь

Оценено физическое развитие детей от рождения до 3 лет, проведен сравнительный анализ физического развития детей раннего возраста в динамике с использованием данных обследования (1968 и 2008 гг.). Методом сплошной выборки обследовано 4088 детей. Выявлено, что в настоящее время длина тела у детей первых 3 лет и масса тела до 6 месяцев превышает таковые значения по данным исследования 1968 года. Сравнение показателей в зависимости от пола подтвердило известную закономерность — неравномерность темпов роста и развития, связанную с полом. Отмечено, что у современных детей среднегодовая прибавка массы тела больше, чем у предшественников, и современные дети наиболее интенсивно растут в первые три месяца жизни, в дальнейшем темпы роста значительно снижаются.

Ключевые слова: сравнительный анализ, физическое развитие, ранний возраст.

В настоящее время достаточно много внимания уделяется проблемам изучения физического развития детей. Физическое развитие является одним из важнейших и информативных показателей уровня здоровья детского населения, поскольку характеризует процессы роста и развития [5]. Дети, в силу незавершенности этих процессов, более чувствительны к изменениям окружающей среды [4]. Любые отклонения от нормы в физическом развитии, особенно у детей раннего возраста, свидетельствуют об относительном неблагополучии в состоянии здоровья. Известно, что небольшие функциональные изменения в детском возрасте могут стать проявлением органической патологии у взрослых, поэтому обязательно должны приниматься во внимание. На темпы роста и развития детей оказывает воздействие комплекс факторов: биологических, генетических, социально-экономи-

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Общий анализ крови нормы ребенка 6 лет

ческих, бытовых, алиментарных. В различные возрастные периоды влияние генетической программы и факторов внешней среды на физическое развитие не одинаково. Так, например, в грудном и раннем возрасте наиболее выражено влияние социально-экономических условий жизни и других факторов внешней среды, что обусловлено интенсивностью процессов роста и развития [7].

В настоящее время накопилось много работ, посвященных изучению физического развития детей в разных городах нашей страны (Нижний Новгород, Волгоград, Киров и др.) [1, 4, 5]. В Перми достаточно регулярно (каждые 10—12 лет) оценивали физическое развитие детей школьного возраста. А физическое развитие детей раннего возраста в нашем регионе изучалось только в 1968 году [2, 3]. Поэтому проблема оценки физического развития детей от рождения до 3 лет остается актуальной на сегодняшний день. Кроме того, представляет научный и практический интерес сравнительный анализ дина-

мики показателей физического развития детей г. Перми.

Цель исследования — изучить физическое развитие детей (длина тела, масса, окружность груди) от рождения до 3 лет. Провести сравнительный анализ показателей физического развития детей первых трех лет жизни г. Перми в динамике с использованием данных обследования (1968 и 2008 гг.).

Материалы и методы

В период с 2006 по 2008 год методом сплошной выборки нами было обследовано 4088 детей от рождения до 3 лет. Из них 2732 ребенка в возрасте от рождения до 1 года, 894 — в возрасте с 1 года до 2 лет, 462 — с 2 до 3 лет. Работа проводилась во всех районах г. Перми. Из разработки были исключены дети, родившиеся недоношенными, длительно и часто болеющие, имеющие хроническую патологию, пороки развития. В статистическую обработку вошло 3800 детей (из них 1900 мальчиков и 1900 девочек). В каждой возрастно-половой группе было по 100 человек. Эти дети обследовались в поликлиниках г. Перми в дни здорового ребенка. Все исследования проводились по унифицированным методикам (в одно и то же время суток — от 8 до 12 часов, использовались одни и те же инструменты).

Статистическая обработка антропометрических данных проводилась на IBM PC по специально разработанной программе с определением среднеарифметической величины (М), ее средней ошибки (m) и среднего квадратического отклонения (о). Достоверность различий между сравниваемыми величинами (р) определяли с помощью критерия Стьюдента. При р<0,05 различия считались статистически достоверными.

Для проведения сравнительного анализа физического развития детей были использо-

ваны данные, полученные доц. Л. Я. Оберг и проф. А. И. Егоровой в 1968 году. Для углубленного анализа выделили две группы:

I группа — дети, обследованные в 2008 году,

II группа — дети, обследованные в 1968 году.

Результаты и их обсуждение

Проведена оценка показателей физического развития 3800 детей. Мы сравнили основные показатели физического развития детей первых трех лет жизни в I и II группах (табл. 1).

Было выявлено, что при рождении показатели массы тела детей I группы (мальчики — 3530±44 г, девочки — 3490±42 г) достоверно не отличались от показателей массы тела детей II группы (мальчики — 3627 г, девочки — 3592 г; р>0,05). Однако в I группе с первого по четвертый месяц жизни у девочек и со второго по шестой месяц у мальчиков значения массы тела превышали таковые значения детей II группы (р<0,05). При дальнейшем сопоставлении показателей массы тела достоверных отличий не наблюдалось в течение всего периода наблюдения.

Длина тела при рождении в I группе, как у мальчиков (52,03±0,2 см), так и у девочек (51,б5±0,1б см), была достоверно больше, чем во II группе (мальчики — 50,38 см, девочки — 49,88 см; р<0,05). Кроме того, при сравнении показателей длины тела у детей на первом году жизни также отмечалось превышение показателей в I группе, как у мальчиков, так и у девочек (р<0,05). Эта тенденция сохранялась на протяжении трех лет.

Окружность грудной клетки у новорожденных I и II групп не имела достоверных отличий. В I группе: у мальчиков — 33,96 см, у девочек — 33,64 см; во II группе: у мальчиков — 34,07 см, у девочек — 33,95 см. При дальнейшем наблюдении на протяжении первых трех лет жизни достоверных отличий не было.

Сравнительная характеристика основных антропометрических показателей детей г. Перми

Воз- Мальчики Девочки

раст, мес. Показатели М I группа * М II группа ** р М I группа * М II группа ** р

Ново- Рост, см 52,03 50,38 <0,05 51,65 49,88 <0,05

рожденные Вес, г Окружность груди, см 3530 33,96 3627 34,07 >0,05 >0,05 3490 33,64 3592 33,95 >0,05 >0,05

Рост, см 55,25 53,47 <0,05 54,62 53,1 <0,05

1 Вес, г 4650 4332 >0,05 4450 4124 <0,05

Окружность груди, см 37,73 37,8 >0,05 37,2 37,8 >0,05

Рост, см 58,28 57,3 <0,05 57,64 56,4 <0,05

2 Вес, г 5750 5218 <0,05 5280 4814 <0,05

Окружность груди, см 39,92 39,8 >0,05 38,98 39,5 <0,05

Рост, см 61,86 59,3 <0,05 61,04 59,1 <0,05

3 Вес, г 6660 5898 <0,05 6180 5578 <0,05

Окружность груди, см 41,47 41,2 >0,05 40,42 40,6 >0,05

Рост, см 64,26 62,8 <0,05 62,83 61,5 <0,05

4 Вес, г 7380 6949 <0,05 6780 6365 <0,05

Окружность груди, см 42,42 42,8 >0,05 41,77 41,9 >0,05

Рост, см 65,86 65,5 >0,05 64,69 64,3 >0,05

5 Вес, г 7880 7212 <0,05 7310 7302 >0,05

Окружность груди, см 43,4 43,9 >0,05 42,69 42,9 >0,05

Рост, см 67,81 66,8 <0,05 66,53 66,4 >0,05

6 Вес, г 8440 8161 <0,05 7820 7990 >0,05

Окружность груди, см 44,77 44,5 >0,05 43,68 44,0 >0,05

Рост, см 69,45 68,8 <0,05 68,24 67,7 >0,05

7 Вес, г 8890 8752 >0,05 8310 8374 >0,05

Окружность груди, см 45,62 45,6 >0,05 44,77 44,9 >0,05

Рост, см 70,88 70,4 >0,05 69,43 68,8 >0,05

8 Вес, г 9160 8962 >0,05 8630 8548 >0,05

Окружность груди, см 46,39 46 >0,05 45,55 45,1 >0,05

Рост, см 72,35 71,5 <0,05 71,03 70,1 <0,05

9 Вес, г 9510 9458 >0,05 9010 9015 >0,05

Окружность груди, см 46,66 46,4 >0,05 46,12 45,7 >0,05

Рост, см 74,91 72,0 <0,05 72,46 71,4 <0,05

10 Вес, г 10 020 9680 <0,05 9370 9404 >0,05

Окружность груди, см 47,53 47,4 >0,05 46,7 46,9 >0,05

Рост, см 74,91 74,2 >0,05 73,61 73,0 >0,05

11 Вес, г 10 060 9999 >0,05 9610 9604 >0,05

Окружность груди, см 47,49 47,4 >0,05 47,34 47,1 >0,05

Продолжение таблицы 1

Воз- Мальчики Девочки

раст, мес. Показатели М I группа* М II группа ** р М I группа * М II группа** р

Рост, см 76,86 74,8 <0,05 75,43 73,4 <0,05

12 Вес, г 10 690 10 248 >0,05 9990 9609 >0,05

Окружность груди, см 48,31 48,4 >0,05 47,5 47,3 >0,05

Рост, см 79,47 78 <0,05 78,3 76,6 <0,05

15 Вес, кг 11030 11050 >0,05 10 620 10 330 >0,05

Окружность груди, см 49,04 49,3 >0,05 48,44 48,5 >0,05

Рост, см 81,92 80,7 <0,05 81,28 79,5 <0,05

18 Вес, кг 11710 11700 >0,05 11 190 11000 >0,05

Окружность груди, см 49,7 49,6 >0,05 48,63 48,7 >0,05

Рост, см 84,93 83,4 <0,05 83,94 81,1 <0,05

21 Вес, кг 12 390 12 380 >0,05 11770 11200 <0,05

Окружность груди, см 50,06 50,3 >0,05 49,46 48,9 <0,05

Рост, см 88,38 85 <0,05 86,64 84,5 <0,05

24 Вес, кг 12 930 12420 >0,05 12190 12 030 >0,05

Окружность груди, см 50,4 50,4 >0,05 49,92 49,4 >0,05

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Собрать анализы годовалого ребенка

Рост, см 92,48 90,6 <0,05 91,2 89,5 <0,05

30 Вес, кг 13 520 13 750 >0,05 13 300 13 300 >0,05

Окружность груди, см 51,85 51,6 >0,05 50,87 50,5 >0,05

Рост, см 96,55 94,3 <0,05 95,22 92,6 <0,05

36 Вес, кг 14 630 14 440 >0,05 14160 14170 >0,05

Окружность груди, см 52,83 52,2 >0,05 51,78 51,3 >0,05

Примечание. * — дети от рождения до 3 лет, обследованные в 2008 году; ** — дети от рождения до 3 лет, обследованные Л. Я. Оберг и А. И. Егоровой в 1968 году.

При изучении показателей физического развития важным является не только определение массо-ростовых показателей на момент осмотра ребенка, но и динамический контроль за основными антропометрическими показателями. Мы оценили темпы роста у детей первого года I и II групп и сопоставили их с общепринятыми средними прибавками (Методические рекомендации МЗ СССР, 1982 г., № 08-14/2).

Прибавка массы тела за первый квартал у детей I группы значительно превышала общепринятые значения и составила: у мальчиков — 3120 г, у девочек — 2690 г. У мальчиков II группы прибавки массы тела соответство-

вали общепринятым (2271 г), а у девочек были ниже (1986 г). За второй квартал прирост массы тела у детей I группы был меньше, чем средний прирост по России, и составил 1780 г у мальчиков и 1640 г у девочек, вместо 2100 г. А у детей II группы был несколько выше — 2263 г у мальчиков и 2412 г у девочек. В третьем квартале прибавки массы тела как у детей I группы (мальчики — 1050 г, девочки — 1190 г), так и у детей II группы (мальчики — 1297 г, девочки — 1025 г) были ниже общепринятых (1650 г). В четвертом квартале увеличение массы тела у мальчиков I группы составило 1180 г, что практически соответствует общепринятым средним значе-

ниям (1200 г), а у девочек было значительно ниже (970 г). У детей II группы прибавки массы тела составили 790 г у мальчиков и 594 г у девочек, что значительно меньше как средних значений, так и прибавок детей I группы.

Оценивая увеличение длины тела, мы также отметили, что в первом квартале у детей I группы прибавки были больше общепринятых и составили 9,83 см у мальчиков и 9,39 см у девочек. Во II группе прибавки были несколько ниже, чем в I группе, и составили 8,92 см у мальчиков и 9,22 см у девочек. Во втором и третьем кварталах увеличение длины тела имело более низкие значения. Так, прирост длины тела у мальчиков за второй квартал составил 5,95 см, а за третий — 4,54 см, у девочек — 5,49 и 4,5 см соответственно. Во II группе прибавки за второй квартал были выше, чем в I группе, и составили 7,5 см у мальчиков и 7,3 см у девочек, что соответствует общепринятым нормам (6—7,5 см). В третьем квартале среднее увеличение длины тела у детей II группы составило 4,7 см у мальчиков и 3,7 см у девочек, что значительно меньше, чем у детей I группы. В четвертом квартале прибавки роста у детей I группы, как у мальчиков, так и у девочек, соответствовали общепринятым значениям (4,5 см). Увеличение роста у мальчиков отмечалось на 4,51 см, у девочек — на 4,4 см. А у детей II группы прибавки были ниже, чем в I группе, и составили 3,3 см, как у мальчиков, так и у девочек.

Также мы сравнили среднегодовые прибавки массы тела, длины, окружности груди. Увеличение массы тела за первый год жизни у мальчиков I группы составило 7160 г, что соответствовало общепринятым значениям (7150 г), а у девочек I группы — 6500 г, что несколько ниже общепринятых. У детей II группы прибавки массы тела за первый год жизни были меньше, чем у детей I группы и средних прибавок по России (табл. 2).

Среднегодовая прибавка роста у мальчиков практически не отличалась от средних значений (25 см) и составила 24,83 см, а у девочек была несколько ниже — 23,78 см.

Окружность грудной клетки за первый год жизни у детей I группы увеличилась на 14,35 см у мальчиков и на 13,86 см у девочек, во II группе — на 14,33 у мальчиков и на 13,35 см у девочек, что соответствует общепринятым значениям (13—15 см).

В настоящее время длина тела у детей первых трех лет жизни, как у мальчиков, так и у девочек, превышает значения длины тела детей по данным исследования 1968 года. Кроме того, до 6 месяцев и масса тела детей в I группе достоверно выше, чем во II группе. В дальнейшем достоверных различий по массе не было выявлено. Сравнение показателей в зависимости от пола подтвердило известную закономерность — неравномерность темпов роста и развития, связан-

Динамика антропометрических показателей на первом году жизни

Показатели 2008 г. 1968 г. Средние по России

Мальчики Девочки Мальчики Девочки

Масса, г 7160 6500 6621 6017 7150

Длина, см 24,83 23,78 24,42 23,52 25

Окружность груди, см 14,35 13,86 14,3 13,35 15-20

ную с полом. Показатели физического развития мальчиков были достоверно выше, чем девочек.

Следует отметить, что у современных детей среднегодовая прибавка массы тела больше, чем у предшественников, и современные дети наиболее интенсивно растут в первые три месяца жизни, в дальнейшем темпы роста значительно снижаются.

Полученные результаты свидетельствуют о необходимости регулярного обновления стандартов физического развития детей раннего возраста.

1. Давыденко Л. А. Физическое развитие школьников Волгограда/Л. А Давыденко// Российский педиатрический журнал.— 2004.— № 3.— С. 52—54.

2. Егорова А. И. Физическое развитие детей, посещающих детские ясли города Перми/ А. И. Егорова//Труды Пермского государственного медицинского ин-та.— Пермь, 1968.— Т. 79.— С. 133—144.

3. Оберг Л. Я. Физическое развитие детей первого года города Перми/Л. Я. Оберг// Труды Пермского государственного медицинского ин-та.— Пермь, 1968.— Т. 79.— С. 127—132.

4. Физическое развитие детей Кировской области/Л. П. Абросимова, Е. В. Кабирова, Т. А. Симакова, Р. Г. Шерстобитов///Гигиена и санитария.— 1998.— № 1.— С. 30—31.

5. Физическое развитие школьников Нижнего Новгорода/А. В. Леонов, Н. А. Матвеева, Ю. Г. Кузмичев и др.//Российский педиатрический журнал.— 2004.— № 3.— С. 10— 14.

6. Шамсиев С. Ш. Руководство для участкового педиатра/С. Ш. Шамсиев, Н. П. Шабалов, Л. В. Эрман,— М.: Медицина, 1990.— 587 с.

7. Щеплягина Л. А. Закономерности формирования роста и развития здорового ребенка/Л. А Щеплягина//Российский педиатрический журнал.— 2003.— № 6.— С. 4—9.

COMPARATIVE ANALYSIS OF PHYSICAL GROWTH AND DEVELOPMENT DYNAMICS IN EARLY-AGED CHILDREN

Physical growth and development of children from their birth to 3 months was estimated, comparative analysis of physical growth and development of early-aged children in dynamics by the investigation data (1968 and 2008) was fulfilled. 4088 children were examined with the method of complete sampling. It was revealed that nowadays, the body length of children of the first three years of life and the body mass of children up to 6 months exceed the similar parameters by the investigation data of 1968. Comparison of parameters depending on sex confirmed the existing mechanisms — unevenness of the growth and development rates connected with sex. It was noted that contemporary children have the average annual body mass gain greater than the predecessors and they grow much more intensively during the first three months of their life, later their growth rate is significantly lower.

Keywords: comparative analysis, physical growth and development, early-aged children.

Контактная информация: Биянова Ирина Георгиевна, аспирант кафедры госпитальной педиатрии Пермской государственной медицинской академии им. ак. Е. А. Вагнера, 614066, г. Пермь, ул. Баумана, 22, тел. 8 (342) 221-86-15

Материал поступил в редакцию 01.12.2011

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-52970

Источник: http://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-dinamiki-fizicheskogo-razvitiya-detey-rannego-vozrasta

Ссылка на основную публикацию