Анализ готовности детей к школе в доу

Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Проект «Больница»
  • Волшебный Новый Год!
  • «Новый год у ворот»
  • День Матери!
  • День Народного Единства.
  • В гостях у бабушки
  • Праздник осени
  • «АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ДОУ»
  • 2016-2017 учебный год
  • ПРАЗДНИКИ
  • НАША ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС

Стандарт дошкольного детства — это, по сути дела, определение правил игры, в которых ребенок должен быть обречен на успех. Правила развития ребенка, а не его обучения. Почему вдруг ученые взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования — такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одной из ступеней для подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст сам по себе ценен. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие — стоит во главе угла. Развивать нужно по средством доступного для их возраста деятельности — игры. В результате весь образовательный процесс будет встроен в игру и дети сами того не замечая будут обучаться. Так же в тексте ФГОС не употребляется слово занятие. Однако это не обозначает переход на позиции попустительства. Мы занимаемся с детьми, но само понятие занятие с сейчас рассматривается как занимательное дело без отождествлением его с занятием как формой учебной деятельности. В стандарте учитываются индивидуальные потребности каждого ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья.

Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый взаимодействует, но взаимодействие рассматривается не в формальном контексте (я в группе, я контролирую, делаю замечания, поучаю, а в сущностном (партнёрство). Взрослый взаимодействует с детьми: вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе.

Структура системы образования.

Первый — Дошкольное образование (впервые) является первым уровнем общего образования

Второй-Начальное общее образование

Третий-Основное общее образование

Четвертый-Основное среднее образование

Впервые дошкольное образование признано самостоятельным уровнем общего образования

По сути что такое ФГОС это требования которые прописаны в программе и каждый воспитатель работает по этой программе. (показать, рассказать своими словами)

Психологическая подготовка детей к школе включает:

  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • эмоционально-волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  • способностей ставить перед собой цель,
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании..

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).
  1. Еще одной из главных задач перед школой воспитывать самостоятельность у ребенка.
  • Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.
  • Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.
  • Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.
  • Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью

Правила детского общежития которые вы с ребенком должны проговаривать

  • Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
  • Не дерись без обиды
  • Не обижайся без дела
  • Сам ни к кому не приставай
  • Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси
  • Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой
  • И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый
  • Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе

Дорогу переходи внимательно, не торопись

Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет

Прощание. До свидания, спокойной ночи, до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…

Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости

Вот портрет дошкольника, готового к обучению в школе по ФГОСАМ:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.

Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Сколько кала надо для анализа ребенка

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Таким образом, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности.

Источник: http://pochemuchki-ozgdou31.edumsko.ru/articles/gotovnost__doshkol_nika_k_shkole_v_kontekste_fgos

Муниципальное казенное дошкольное образовательное годовой план работы учреждения на 2012-2013 учебный год

1.5 Анализ готовности детей к школе

В 2011-2012 учебном году было выпущено в школу 29 детей. В конце учебного года педагогами была проведена диагностика готовности детей к школе.

Подготовка детей к школе осуществлялась по программе Т. Н. Дороновой «Из детства в отрочество».

Работая над формированием данного компонента, воспитатели в течение года развивали у детей интерес и представления о школе, соединяя данную работу со всем содержанием педагогического процесса.

Дети посещали торжественную линейку 1 сентября, знакомились со школой. Была проведена выставка рисунков и поделок между детьми подготовительной группы и первым классом на тему: «Дары Осени», проводились совместные концерты, экскурсия в библиотеку, спортивные состязания. Знакомились с традициями и обычаями школы. Педагоги на протяжении всего года формировали у детей интерес к самостоятельной деятельности.

В течение года у детей сформировался достаточно широкий запас знаний об окружающем мире. Воспитатели развивали детскую компетентность, понимание общих закономерностей. Знакомились с окружающим на экскурсиях, походах, наблюдениях. Педагоги использовали методы проблемно-поискового характера: давали детям различные проблемные задания. Экспериментирование вызвало большой интерес у детей, проводились игры – эксперименты, увлекательные путешествия. Воспитатели в период дошкольного возраста работали над овладением детьми простыми формами монологической речи: учили детей употреблять простые и сложные предложения, пользоваться прямой и косвенной речью, использовать в речи существительные, прилагательные, глаголы. Воспитатели развивали у детей умение слушать и выслушивать собеседника, понять и адекватно выразить свои мысли,

формировали предпосылки учебной деятельности, т.е. учили принимать и самостоятельно ставить учебно-познавательные задачи, развивали умение планировать основные этапы деятельности, формировали умение выбирать рациональные пути и средства для решения учебной задачи. Немаловажное значение придавали навыкам самоконтроля.

Эмоционально – волевая подготовка.

У детей формировали умение правильно вести себя в обществе других людей, регулировать своё поведение, правильно действовать в сложных ситуациях. Для этого воспитатели создавали различные ситуации в разных видах деятельности, которые способствовали развитию произвольных действий и поведению детей. Детей учили сосредотачиваться на одной деятельности, действовать в соответствии с социальными нормами поведения. Во всех видах деятельности велась работа по развитию таких чувств и эмоций, как уверенность в себе, уверенность в своих силах, самоутверждение, признание достижений ребёнка окружающими. Формировали такие чувства, как доброжелательность, отзывчивость, умение понимать другого.

Подготовка детей к общению в школе.

Для того, чтобы дети научились общаться с детьми и взрослыми, воспитатели постоянно вели непрерывную работу, организовывали совместную деятельность детей, где строилось сотрудничество между ними.

Педагоги научили детей разрешать самим сложившиеся конфликты, самостоятельно принимать решения. Дети умеют не только общаться с детьми, но и со взрослыми с различных позиций: «учитель-ученик», «партнер-партнер». Дети спокойно воспринимают критику, адекватно реагируют на оценку результатов своей деятельности.

Подготовка детей к школе по результатам диагностики

Ознакомление с окружающим

Резюме: анализируя данные таблицы можно сделать вывод, что подготовка детей к школе осуществляется успешно.

1.6 Анализ взаимодействия с родителями

Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога и ДОУ в целом. Основная цель этой работы – всестороннее и гармоничное развитие каждого ребёнка. А эта цель будет достигнута только через совместное творчество, работу родителей, педагогов, социума, общества в целом. Приоритетными направлениями являются:

— повышение педагогической культуры и педагогических знаний родителей;

— приобщение их к участию в жизни детского сада.

В начале учебного года мы составили план работы с родителями, в нём наметили мероприятия различного характера: информационного, познавательного, ознакомительного и просветительского.

Детский сад – это прежде всего общение между воспитателем и ребёнком, ну а где ребёнок, там и родитель, так образуется тандем воспитатель + ребёнок + родитель. Общение должно быть добрым, основанным на взаимоуважении.

Одно из наиболее важных моментов в работе с родителями – ежедневное информирование их о том, как ребёнок провёл день, чему научился, каких успехов достиг, так как отсутствие информации порождает у родителя желание получить её из других источников, к примеру, от родителей других детей, а эта информация может носить искажённый характер и привести к конфликтным ситуациям. Поэтому наши воспитатели ежедневно ведут работу с родителями. Эффективность взаимодействия МКДОУ № 4 с семьями воспитанников повышается благодаря тесному сотрудничеству и активности родителей на праздниках и семейных встречах. Все они проходят не для родителей, а с их привлечением, чтобы они прожили и прочувствовали эти мероприятия вместе с ребёнком, узнали, сколько хлопот и труда надо вложить для любого торжества, а самое главное, через такую совместную деятельность ребёнок становится более коммуникативным, коммуникабельным, всесторонне заинтересованным.

Педагоги постоянно стараются вовлекать родителей в воспитательно – образовательный процесс, приглашают на открытые занятия, участие в выставках, конкурсах, проводят разнообразные консультации, анкетирования, активно внедряют наглядные формы работы (стенды, тематические выставки, папки – передвижки и т.д.), которые позволяют повысить педагогическую информацию.

Задача ДОУ удовлетворить запросы всех родителей, предоставить образовательные услуги в соответствии с их потребностями.

Для выявления отношения родителей к детскому саду, для определения направления работы по взаимодействию ДОУ с семьёй на 2011-2012 учебный год было проведено анкетирование «Взаимодействие ДОУ с родителями». В результате его анализа, в качестве основной проблемы взаимодействия ДОУ и семьи можно выделить недостаточную осведомлённость родителей о работе детского сада.

Причины возникающих трудностей с родителями педагоги связывают прежде всего с недостатком у родителей времени для общения, их профессиональной занятостью.

Однако, как показывает опрос, и воспитатели недооценивают работу с родителями по ряду причин. Они считают, что с современными родителями работать сложно, так как те или «всё знают», или им безразличны вообще вопросы воспитания. Родители обращаются к педагогу с вопросами, как ребёнок кушал, как себя вёл, их интересуют вопросы «здоровья и поведения», использования физических наказаний.

Характеризуя контингент родителей, отмечаем, что большая часть родителей представляют социальные группы работающих в бюджетной сфере, также немало служащих, небольшую часть составляют предприниматели, представляющие мелкий и средний бизнес.

Характеристика состава семей воспитанников

Характеристика количества детей в семье

Количество детей в семье

1 ребёнок в семье

2 ребёнка в семье

3 ребёнка в семье

Характеристика образовательного уровня родителей

Резюме: анализ причин трудностей педагогов говорит о необходимости осуществления целенаправленной методической работы по оказанию помощи воспитателям во взаимодействии с семьёй.

1.7 Анализ взаимодействия ДОУ с социокультурными институтами

В силу территориальных условий, наш детский сад взаимодействует с социальными институтами:

Способ (формы) взаимодействия

Преемственность целей и содержания музыкального развития в ДОУ и школе искусств.

Диагностирование музыкального развития детей ДОУ.

Участие педагогов школы в планировании деятельности музыкального руководителя.

Концерты воспитанников школы искусств в ДОУ.

Экскурсии в школу искусств.

Коррекция программы музыкального руководителя и педагогов школы, обеспечение запросов родителей по подготовке детей в школу искусств.

Ознакомление детей с родным краем

Экскурсии и целевые прогулки.

Экскурсия в музей, по историческим местам города.

Способствовать эстетическому и эмоциональному развитию детей

Посещение спектаклей кукольного театра, театральной студии, мультфильмов и организация спектаклей в МКДОУ

Ежемесячно организовывались театры в МКДОУ

Обучение детей 5-7 лет плаванию, закаливание и оздоровление.

Организация посещения детей бассейна на 1 раз в неделю и проведение занятий специалистами бассейна.

Повышение иммунологической защиты детского организма.

Укрепление здоровья и своевременная коррекция имеющихся нарушений в здоровье каждого ребенка.

Еженедельный осмотр детей старшей медсестрой, консультирование воспитателей, родителей. Ежегодный осмотр декретированных детей 5-7 лет и детей, состоящих на диспансерном учете специалистами поликлиники (ЛОР, окулист, невропатолог, хирург). Обследование на гельминты 1 раз в год.

Логопедическое обследование детей 3-х и 5-ти лет

Положительная динамика состояния здоровья детей.

Переход из третьей группы здоровья во вторую, из второй в первую.

Ознакомление детей с художественной литературой

Экскурсии, совместное проведение мероприятий.

Знакомство с новинками, работниками библиотеки.

Формирование мотивационной готовности ребёнка к обучению в школе

Дни открытых дверей, экскурсии, целевые прогулки в школу, совместные конкурсы и праздники

Тесное взаимодействие воспитателей, учителей, учеников и дошкольников, развитие у последних положительного отношения к учебной деятельности

Организация работы МКДОУ № 4 и МОУ СОШ №2 по проблеме преемственности занимает особое место в работе ДОУ. Между детским садом и школой существует договор о сотрудничестве, составной частью которого является перспективный план нашего взаимодействия. Развивающая программа «Из детства в отрочество» Т.Н. Дороновой построена в едином контексте творческого развития ребёнка, формирующего продуктивное воображение и творческое мышление. В этом и заключается подлинное основание преемственности содержания обучения. Данная программа даёт описание компетентности выпускника детского сада в плане физического, интеллектуального развития, развития психических процессов, социальной зрелости и воспитания личностных качеств. Таким образом, реализуемая программа ДОУ удовлетворяет запросы школы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ аллергены ребенка стоимость

В течение года с детьми проводились мероприятия на развитие интереса к школьному обучению – это викторины, праздники, спортивные соревнования и т.д. Дети подготовительных групп неоднократно посещали школу, знакомились со зданием, школьными атрибутами, учителями. Дошкольники посещали подготовительные занятия в школе. Учителя начальных классов были ознакомлены с социально-психологическими характеристиками своих будущих учеников. Проводились взаимопосещения занятий и уроков.

За прошедший год прошло много интересных мероприятий и встреч с интересными людьми. ДОУ также сотрудничало с детской библиотекой. В данном направлении был составлен тематический план, в соответствии с которым проводилась работа. Дети с интересом посещают библиотеку, они любят слушать новые сказки, знакомятся с новыми книжками и рассматривают картинки в них. Там они играют в словесные игры, проводят литературные викторины, рисуют рисунки к прослушанным произведениям, развивают свою речь и обогащают словарный запас.

С большим удовольствием дети посещали и школу искусств, где проводились концерты её воспитанников, игры, музыкальные филармонии. Такая плодотворная работа позволяет раскрыть и развить все стороны ребёнка.

Также дошкольники с интересом посещали краеведческий музей, где знакомились с историей родного края, смотрели мультфильмы и спектакли кукольного театра в городском Дворце Культуры.

Вся данная работа способствовала развитию у детей всех компетентностей, особенно социальной и информационной. Она позволила сделать определённые выводы:

Взаимодействие ДОУ с социальными институтами реализовывалась на оптимальном уровне. Работа по преемственности детского сада и школы осуществлялась успешно, но проблема адаптации дошкольников к школе остаётся всегда до конца не разрешённой, поэтому работа в данном направлении необходима.

Источник: http://textarchive.ru/c-1653739-p6.html

Публичный отчет работы мдоу «детский сад №166 «ласточка»

Анализ уровня готовности детей подготовительной группы к школе.

Поступление в школу знаменует собой смену социальной позиции ребенка – дошкольника, трансформации всей социальной ситуации его развития. Современная школа требует от поступающего в первый класс ребенка наличия определенного уровня развития произвольного поведения, ориентировки в окружающем, мышления и речи, мелких движений кистей рук; сформированного желания идти в школу, определенной мотивации учения, определенного «типа школьной зрелости», достаточного уровня предпосылок учебной деятельности. Поэтому, необходимо выявить степень соответствия возможностей каждого ребенка требованиям школьного обучения.

С этой целью была проведена диагностика уровня готовности детей подготовительной группы к школе в начале и в конце учебного года. Для выявления уровня сформированности внутренней позиции школьника, уровня готовности к школе были использованы следующие методики: «Беседа о школе» (автор Т. Нежнова), ориентационный тест школьной зрелости Керна – Йиерасика, выявляющий общий уровень психического развития, пространственную ориентацию, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности, а также помогает судить о степени сложнокоординированных движений руки, развитии моторики; методика «Графический диктант», позволяющая определить уровень развития произвольной сферы.

В этом году подготовительную группу посещало 29 детей, 27 из которых выпускались в школу. 2 детей были шестилетнего возраста и не выпускались в школу по желанию родителей.

Проведя диагностическое обследование в конце года, были получены следующие результаты: у 24 детей был выявлен достаточный уровень сформированности внутренней позиции, у 3-х – начальный – это те дети, которые не идут в этом году в школу.

По методике «Графический диктант» 19 детей показали высокий уровень, 5 детей – средний и 3 детей – низкий. Результаты теста «Керна — Йиерасика» следующие: высокий уровень готовности к школе был выявлен у 17 детей, средний – у 6, низкий – у 4.

Положительная динамка готовности детей к школе хорошо видна на диаграммах, представленных ниже.

В числе детей с низким и средним уровнем готовности к школе дети, редко посещающие ДОУ, а также шестилетние дети, которые не идут в этом году в школу.

Родителям детей, которые показали средний и низкий уровень готовности к школе были даны рекомендации, даны индивидуальные консультации.

Проблема готовности детей к обучению в школе остается актуальной. Поэтому необходимо продолжать работу в данном направлении, консультировать родителей и педагогов по вопросам индивидуализации процесса подготовки детей к школе. Ведь не только педагоги, но и родители играют важную роль в развитии ребенка, готовности ребенка к школьному обучению. С этой целью необходимо повышать уровень родительской компетентности, повышать их образовательный уровень в свете решения задач по подготовке детей к школе.

Научно-методическое и кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса.

Приоритетными направлениями работы МДОУ «Детский сад № 166 «Ласточка» являются:

работа с родителями

Педагоги ДОУ работают по общеобразовательной программе ДОУ; «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой,

«Основы здорового образа жизни» под редакцией Н.П. Смирновой.

«Юный эколог» под редакцией С.Н. Николаевой,

Программа эстетического воспитания дошкольников под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой,

Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет под редакцией И.А. Лыковой,

«Программа обучения и воспитания детей с ФФНР» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной – логопункт,

«Музыкальные шедевры» О.П. Радынова.

МДОУ «Детский сад № 166 «Ласточка» активно сотрудничает с КВЦ «Радуга», библиотекой № 17, МОУ СОШ № 18, театром – студией «Планета Карамелька», «10 Королевство».

В 2012 – 2013 учебном году основная деятельность ДОУ была направлена на достижение следующих целей и задач:

ЦЕЛЬ: Всесторонне развитие личности ребенка, формирование физических, умственных, нравственных, эстетических, духовных чувств через знакомство с изделиями народного декоративно-прикладного творчества, развитие речи, игру.

совершенствовать формы общения и речевого развития детей дошкольного возраста

создать предметно-развивающую среду в ДОУ для качественного осуществления театрализованной деятельности с дошкольниками в творческом взаимодействии с родителями

внедрение здоровьесберегающих методик с целью обеспечения физического развития, охраны и укрепления здоровья дошкольников.

Для решения первой годовой задачи в ДОУ проводилась систематическая планомерная работа. Анализ наблюдений, бесед с детьми, результаты диагностического обследования по развитию речи, посещение занятий по развитию речи позволили сделать следующие выводы: на занятиях по развитию речи детей учили не только слушать художественные произведения, но и составлять рассказы по картине, придумывать начало, окончание сказки, так же детей учили пересказу художественных произведений, описывать игрушки, составлять рассказы на темы из коллективного, индивидуального опыта, придумывать рассказ на предложенный сюжет. Дети подготовительной группы умеют составлять грамотные рассказы по картине, из личного опыта, рассказы их полные, имеют логичность, предложения сложноподчинённые. Дети старшей группы имеют более слабые результаты, составляют рассказы по картине с помощью взрослого, что можно объяснить кадровым вопросом в данной возрастной группе. Дети средней группы ещё только начали знакомиться с составлением рассказа по картине, пересказ художественного произведения, однако многие дошкольники охотно пересказывают рассказы и сказки, сложнее им даётся составление рассказа по картине. В младшей группе идёт подготовительный этап, детям читают не сложные по сюжету сказки, в течение месяца несколько раз, после чего дети с помощью наводящих вопросов пересказывают их (Курочка Ряба, Репка и др.)

С целью привития детям интереса к книгам, ознакомления с известными детскими писателями, в каждой возрастной группе создан книжный уголок, где так же ведётся активная работа – рассматривание и классификация книг с детьми, починка книг, внесение новых книг, альбомов. Во второй половине дня с детьми планируются заучивание стихов, пословиц, поговорок.

Ежегодно в детском саду проходят конкурсы чтецов, на котором создаются условия для познавательно – речевого и художественно – речевого развития детей, воспитывается положительное эмоциональное отношение к литературным произведениям, умение читать стихотворение выразительно, соблюдая темп речи, мелодику голоса, артистичность.

С целью совершенствования профессионализма педагогов в ДОУ проводились методические дни, семинары – практикумы. Был организован смотр-конкурс речевых игр. Предметно – развивающая среда создана во всех возрастных группах на должном уровне. Педагогами накоплен и систематизирован разнообразный практический материал для организации речевых игр и занятий: картотеки и пособия для проведения артикуляционных гимнастик, комплексы пальчиковых игр, игрушки и игровые пособия для развития правильного речевого дыхания, тематические альбомы, игры для обогащения пассивного и активного словаря, формирования грамматически правильного строя речи, развития фонематического слуха и мелкой моторики. Воспитатели провели ряд консультаций по следующим темам: «Формирование правильной устной речи» — Соколова М.А., «Как развитие движений пальцев рук влияет на формирование речи дошкольников» — Кузнецова Н.Н., «Как рассказать сказку детям» — Аниськова С.К. Активную работу педагоги ДОУ проводили с родителями. К их вниманию был представлен информационный стенд «Как собирать детскую библиотеку» Проведено анкетирование с родителями «Беспокоит ли Вас состояние речи Вашего ребёнка?», знакомство с методической литературой по данной теме.

Реализуя вторую годовую задачу: «Создание предметно-развивающей среды в ДОУ для качественного осуществления театрализованной деятельности с дошкольниками в творческом взаимодействии с родителями», педагогический коллектив ДОУ разработал подробный план культурно-досуговой деятельности на каждую возрастную группу, где представлены конспекты занятий и развлечений. Воспитанники ДОУ успешно участвовали в районном методическом объединении для музыкальных руководителей «Театрализованная деятельность детей» где успешно представили театрализованную постановку «Волшебный шиповник». А так же участвовали в областном фестивале-конкурсе «Наследники традиций» и победили в номинации «Яркая жанровая картинка».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ крови при мононуклеозе у детей показатели

Реализуя третью годовую задачу: «Внедрение здоровьесберегающих методик с целью обеспечения физического развития, охраны и укрепления здоровья дошкольников»,

воспитатели ДОУ наряду с проведением физкультурно-оздоровительных мероприятий внедряли здоровьесберегающие технологии. На каждую возрастную группу разработан план внедрения здоровьесберегающих технологий. Среди воспитателей проведён конкурс на лучший спортивный уголок, в изготовлении атрибутов которого, активное участие принимали родители. Кроме того с 2009 года воспитанники ДОУ регулярно употребляют кислородный коктейль, а так же посещают занятия в бассейне. В связи с этим в2013 году можно наблюдать следующие результаты:

Немного увеличился списочный состав, но и увеличилось количество воспитанников 1,2 группы здоровья.

Количество случаев заболеваемости

Пропущено всего 1 ребенком ( в год)

Из них по болезни (в год)

В связи с неоднократной эпидемией гриппа уровень заболеваемости повышен.

Успешность физкультурно-оздоровительной работы была подтверждена участием воспитанников подготовительной группы в районных олимпийских играх осенью 2012 года и весной 2013 года.

Для реализации приоритетного направления и интеграции работы педагогов особое внимание воспитатели продолжают уделять формированию художественно-эстетического и нравственно – этического отношения к миру у дошкольников. Реализация данного направления проходила через все формы работы с детьми – интеграцию парциальной программы эстетического воспитания дошкольников, под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и разделов: эстетическое воспитание, музыкальное воспитание, художественная литература и культурно — досуговая деятельность комплексной программы воспитания и обучения в детском саду; организацию выставок, оформление эстетической развивающей среды, посещение воспитанниками ДОУ музея, детской библиотеки. В течение двух лет ДОУ сотрудничает с КВЦ «Радуга», через изучение картин дети познают красоту окружающего мира. В 2010 году наш детский сад вступил в эксперимент с культурно – выставочным центром «Радуга».

С целью развития индивидуальных художественно-эстетических способностей детей в ДОУ организованы платные дополнительные услуги.

студия танцевального искусства «Топотушки»

занятия с логопедом

Для создания эмоционального благополучия и комфорта пребывания детей в саду, приобщения детей к истокам русского народа, народному фольклору, воспитания любви к русским традициям в годовой план были включены мероприятия, направленные на воспитание у детей любви к Родине:

«День пожилого человека»,

«День защиты детей»

и многие другие, с участием взрослых и детей, получившие высокую оценку родителей.

Так же наш детский сад принимал активное участие в проведение спортивных праздников и досугов.

В течение всего учебного года в нашем детском саду постоянно проходили конкурсы рисунков и поделок детей. Всё оформление детского сада направлено на развитие художественного вкуса и эстетического воспитания детей.

Одна из главных задач ДОУ – обеспечение его квалифицированными специалистами, повышение профессионального мастерства педагогов. В ДОУ созданы оптимальные условия для профессионального роста педагогов, основанные на принципах плановости, доступности, наглядности, стабилизации и поисков методов, средств повышения педагогического мастерства.

МДОУ «Детский сад № 166 «Ласточка» в 2012 – 2013 учебном году был полностью укомплектован педагогическими кадрами. В дошкольном учреждении работают 12 педагогов, из которых 58 % имеют высшее образование, 25% — средне — специальное образование и 17% — получают высшее образование. Педагоги регулярно и успешно проходят аттестацию.

Уровень образования педагогов, стаж работы, квалификационные категории, можно увидеть в таблицах № 1, 2, 3, 4. Таблица №1

Щукина Елена Петровна

Чубич Оксана Владимировна

студентка II курса СГУ

Манджиян Вероника Евгеньевна

Афанасьева Елена Сергеевна

Соколова Марина Александровна

Мухатова Айслу Ирбулатовна

студентка III курса СГУ ИДПО

Кузнецова Наталья Николаевна

Саратовский педагогический класс

Салихова Анжелика Касымовна

Савинова Ильмира Пактжановна

соответствие занимаемой должности

Граблина Ирина Николаевна

Аниськова Сауле Каримовна

Волколупова Людмила Ивановна

по уровню образования- Таблица №2

получают высшее образование.

с высшим образованием

со средним образованием

-по стажу работы- Таблица №3

-по квалификационным категория Таблица №4

соответствие занимаемой должности

В 2012 – 2013 учебном году свой профессиональный уровень и педагогическое мастерство педагоги повышали на методических объединениях района, городском семинаре, курсах в СарИПК и ПРО. Все педагоги отмечают, что МО, как структура, оправдывает себя, помогает в работе и профессиональном росте.

Одним из главных направлений деятельности методической службы является целенаправленная системная работа по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов. В 2012 – 2013 учебном году педагоги продолжали использование в воспитательно – образовательном процессе мультимедийных презентаций.

Кроме того для педагогов были подготовлены консультации:

«Планирование воспитательно-образовательного процесса с учётом ФГТ»

«Формирование здоровьесберегающей среды в ДОУ»

«Игра как средство коррекции поведения дошкольника»

«Организация летнего отдыха детей в детском саду»

В 2012 – 2013 учебном году в целях решения основных годовых задач проводился предупредительный, оперативный и тематический контроль, запланировано и проведено 4 педагогических совета:

1. Обсуждение годовых задач и принятие годового плана на 2012-2013 учебный год.

2. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста.

3.Театрализованная деятельность с дошкольниками в творческом взаимодействии с родителями.

4. Внедрение здоровьесберегающих методик с целью обеспечения физического развития, охраны и укрепления здоровья дошкольников.

На педсовете № 1 был утвержден годовой план, намечены пути реализации годового плана, утверждены планы по самообразованию воспитателей, расписание занятий, перспективные планы воспитателей.

На педсовете № 2 были представлены итоги тематической проверки состояния работы ДОУ по развитию речи детей в разных возрастных группах; выступления педагогов по данной теме.

На педсовете № 3 были представлены результаты мониторинга усвоения программного материала за I полугодие 2012 – 2013 учебного года; результаты тематической проверки: «Создание условий для театрализованной деятельности»; выступления педагогов по данной теме; деловая игра для педагогов.

На педсовете № 4 были подведены итоги тематической проверки по; представлены результаты усвоения детьми программного материала за второе полугодие; проведен анализ результатов усвоения детьми программного материала за 2012 – 2013 учебный год. Также утвержден план на летний оздоровительный период.

Учитывая вышесказанное, в 2013 — 2014 учебном году необходимо:

— продолжать поддерживать профессиональное развитие педагогов через использование новых форм работы с педагогами и повышать мотивацию к их профессиональному росту;

— продолжать проведение обучающих семинаров по организации работы с детьми на занятиях и вне их;

— организовать наставничество опытных педагогов,

— проводить мониторинг работы с целью отслеживания успехов воспитателей в организации педпроцесса.

Работа с родителями

В течение года в учреждении ведется систематическая и целенаправленная работа всего педагогического коллектива по взаимодействию с семьями воспитанников:

— ознакомление с уставными и локальными документами;

— заключение договоров с родителями вновь поступающих детей;

— встречи с инспектором ГИБДД;

— дни открытых дверей для родителей;

— проведение родительских собраний;

— экскурсии по детскому саду;

— групповые досуговые мероприятия;

— организация совместных дел, праздников и дней рождений;

— оформление информационных стендов;

— работа с неблагополучными семьями;

— пропаганда педагогических знаний родителям (выставки, информационные уголки).

Образовательный уровень родителей воспитанников: 47% имеют высшее образование, 47% средне — специальное. В связи с этим родители имеют высокую мотивацию в получении качественной подготовки детей к школе и успешной их адаптации к новым социальным условиям. Часть родителей активно включаются в процесс управления дошкольным учреждением через родительские комитеты, попечительский совет. Количество многодетных семей 2,8% неполных 16,1%.

Посещение групп в течение учебного года позволило многим родителям пересмотреть свой взгляд на современное дошкольное образование. Большинство родителей отметило позитивные изменения в поведении своих детей. По их мнению, благодаря посещению детского сада ребята стали более общительными, раскрепощенными, внимательными, организованными.

Родители, наблюдая за работой педагогов, почерпнули полезную для себя информацию о том, чем и как заниматься с детьми дома.

Повысилось доверие родителей к дошкольному образовательному учреждению. Показателен тот факт, что практически все родители настолько доверяют педагогам групп, что готовы продолжать занятия со своим ребенком дома.

В дальнейшей работе с целью большего охвата родителей и для достижения наибольшего результата педагоги продолжат использование нетрадиционных форм работы с родителями (собрания с элементами деловой игры, смотры-конкурсы результатов совместной деятельности родителей и детей и др.).

Весь учебно-воспитательный процесс в ДОУ осуществляется в тесном контакте администрации, педагогов и родителей.

Реализуя задачи, взятые на 2012 – 2013 учебный год, коллектив ДОУ добился определённых успехов. Все поставленные задачи были успешно реализованы не только через учебную деятельность, но и через все режимные моменты, игровую деятельность, платные образовательные услуги, работу с родителями, через творческий комплексный подход ко всему педагогическому процессу, включающему в себя поиск новых форм и методов работы с детьми. Всё это было достигнуто благодаря творчеству и грамотности наших педагогов.

Исходя из анализа образовательной деятельности ДОУ, были определены цели и задачи на 2013 — 2014 учебный год:

ЦЕЛЬ: Всестороннее развитие личности ребёнка, формирование физических, умственных, нравственных, эстетических, духовных чувств через знакомство с изделиями народного – декоративно прикладного творчества, развитие речи, игру.

Обобщить работу по эстетическому воспитанию детей посредством художественно-эстетической, музыкальной, театрализованной деятельности в творческом взаимодействии с родителями.

Совершенствовать работу по обеспечению физического и психического здоровья детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий.

формирование математических представлений в процессе интеграции различных образовательных областей.

Источник: http://gigabaza.ru/doc/17995-p2.html

Ссылка на основную публикацию