Анализ мероприятия дети войны

Внеклассное мероприятие в начальной школе по теме «Дети войны»

В мероприятии мы хотели осветить проблему выживаемости, самоотверженности, героизма маленьких граждан нашей страны, родного города в трудные военные годы. Детский возраст выбран неслучайно: нынешние школьники, учащиеся начальных классов, легче воспринимают беды и страдания своих сверстников, даже несмотря на то, что эти события происходили давно.

К участию приглашаются все желающие учащиеся младшего школьного возраста, их родители, ветераны и учителя школы.

Презентация может использоваться частично или полностью, с дополнительной текстовой подборкой. Так же как и фонограммы музыкальных произведений могут быть заменены.

При подготовке к мероприятию есть необходимость сбора дополнительной информации о калининцах, поэтому уместно будет данное занятие рассматривать как начало или итог эстафетного марафона. Дети, получив исследовательское задание (мини-проекты) с последующей презентацией от каждого класса, отчитываются о проделанной работе на этом внеклассном мероприятии.

Внеклассное мероприятие для учащихся начальных классов

Расширить знания детей о Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Воспитывать чувство гордости и уважения к прошлому своего Отечества;

Способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о жизни детей во время войны, о детях — героях войны на примерах краеведческого характера;

Развивать нравственные чувства сопереживания, чувства благодарности;

Воспитывать чувство патриотизма, бережное отношению к пожилым людям;

воспитывать бережное отношение к традициям своего народа.

мультимедийная презентация «Дети войны»;

фонограммы «От Советского ИнформБюро», «Журавли», «Священная война» «Бухенвальдский набат» «Ах, война, что ты сделала…»«Ничто не забыто, никто не забыт», «День победы».

выставка книг «Золотые звезды калининцев»

На мероприятие приглашаются ветераны микрорайона.

Звучит песня « Моя дорогая Тверь»

Учитель: Тебе сейчас 10 или немногим больше. Ты родился и вырос на мирной земле. Ты хорошо знаешь, как шумят весенние грозы, но никогда не слышал орудийного грома. В этом году мы с вами отмечаем 70-летие со дня освобождения города Калинина от фашистско-немецких захватчиков. Ты видишь, как строят новые дома в городе, но не подозреваешь, как легко разрушаются дома под градом бомб и снарядов. Ты знаешь, как обрываются сны, но тебе трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как весёлый утренний сон.

Ученик: Вспомним безмятежный детский сон счастливый,

Первый солнца луч неторопливый,

Запах яблок, зреющих в саду,

Вспомним самый страшный день в году.

Учитель: Год 1941, Время отбивало последние минуты мирной жизни страны – двадцать второе июня… четыре часа…

ФОНОГРАММА «СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА»

(А. Александрова, Лебедева-Кумача)

Учитель: вот так неожиданно, в обычный летний день 22 июня 1941года началась самая страшная, самая кровавая из всех Великих Отечественных Войн. Можно сосчитать сколько лет, месяцев и дней длилась война, сколько было разрушено и потеряно, но как сосчитать количество горя и слез, которые заставила пролить эта страшная война.

(Фоном звучит спокойная музыка, учитель продолжает свой рассказ.)

Война прошлась по детским судьбам грозно,

Всем было трудно, трудно для страны,

Но детство изувечено серьёзно:

Страдали тяжко дети от войны…

Их называли – ДЕТИ ВОЙНЫ.

Что же о них знаем мы?

Дети войны – это все дети, родившиеся в период с сентября 1929 года по 3 сентября 1945 года. Сейчас они – ветераны, имеют статус “Дети Великой Отечественной войны”.

Вдумайтесь в эти цифры:

Каждый день теряли 9168 детей,

Каждый час – 382 ребенка,

Каждую минуту – 6 детей,

Каждые 10 секунд – 1 ребенок.

А мы не будем памяти перечить,

И часто вспоминаем дни, когда

Упала им на слабенькие плечи

Огромная, недетская беда,

Была земля жестокой и метельной,

Была судьба у всех людей одна.

У них и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

В годы войны было горя много,

И никто никогда не сочтет,

Сколько раз на своих дорогах

Оставляла война сирот.

В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел,

Что не вернется радость

В город, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок.

Но его заглушила война.

А седины ребячьих челок…

Разве этому есть цена?

Дети войны..Как же выжили вы?

Дети войны..Устоять как смогли?

Фабрики и заводы страны остались без рабочих. В суровые дни войны рядом со взрослыми вставали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны, собирали теплые вещи для фронтовиков, работали на военных заводах , дежурили на крышах домов при воздушных налетах, выступали с концертами перед раненными воинами в госпиталях.

Время было тяжелым. Дети теряли родителей, братьев и сестер.

Иногда напуганные дети по нескольку дней сидели рядом с холодными телами погибших матерей, ожидая решения своей участи. В лучшем случае их ждал советский детдом, в худшем – в фашистские застенки.

Многие дети боролись с фашизмом с оружием в руках, становясь сыновьями и дочерями полков.

Горнили к бою трубы полковые.

Военный гром катился над страной.

Вставали в строй мальчишки боевые:

На левый флаг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,

Во всем полку сапог не подобрать,

Но все равно в бою они умели

Не отступать, а побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,

В двенадцать лет по-взрослому сильны,

Они дошли с победой до рейхстага –

Сыны полков своей страны.

Вместе со взрослыми сражались в партизанских отрядах дети.

Ведущий 1: Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны!

Ведущий 2: Вспомним всех поименно,

С горем вспомним своим…

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым!

Ведущий 1: В те рассветы

Осенние ветры свистели, как стрелы

Горела в обветренных реках вода.

Мальчишек фашисты вели на расстрелы.

Те рассветы забыть?

Ведущий 1: (зажигает свечу)

На экране портреты пионеров героев

Ведущий 1: Леня Голиков!

Ведущий 2: Леня Голиков погиб 24 января 1943г в неравном бою под селом острая Лука Новгородской области.

Леня Голиков начинал простым дозорным и наблюдателем, но быстро научился взрывному делу. Лёня уничтожил 78 фашистских солдат и офицеров, участвовал в подрыве 27 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 8 автомашин с боеприпасами. За мужество юный партизан был награжден орденом Красного Знамени и медалью «За отвагу».

Ведущий 1: Зина Портнова!

Ведущий 2:Зина расстреляна фашистами осенью 1943г в Полоцке.

Зина Портнова — «Герой Советского Союза», ходила в разведку, участвовала в диверсиях, распространяла листовки и сводки Совинформбюро, уничтожила не один десяток фашистов. Была расстреляна фашистами.

Ведущий 1: Марат Казей!

Ведущий 2: Марат погиб в мае 1944г в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.

Марат Казей. Марат был разведчиком у партизан. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. Марат ходил в разведку, как в одиночку, так и с группой. Участвовал в рейдах. Подрывал эшелоны. За бой в январе 1943 года, когда, раненый, он поднял своих товарищей в атаку и пробился сквозь вражеское кольцо, Марат получил медаль «За отвагу».

А в мае 1944-го Марат погиб. Возвращаясь с задания вдвоем с командиром разведки, они наткнулись на немцев. Командира убили сразу, Марат, отстреливаясь, залег в ложбинке. Уходить в чистом поле было некуда, да и возможности не было — Марат был тяжело ранен. Пока были патроны, держал оборону, а когда магазин опустел, взял в руки свое последнее оружие — две гранаты, которые с пояса не снимал. Одну бросил в немцев, а вторую оставил. Когда немцы подошли совсем близко, взорвал себя вместе с врагами.

Валя Котик. Пионер-герой, партизан, разведчик, самый юный Герой Советского Союза. Вместе с товарищами подрывал гранатой машину, в которой ехал начальник Шепетовской жандармерии. Став разведчиком у партизан, Валя вывел из строя связь оккупантов со ставкой Гитлера в Варшаве.

Валя Котик награжден орденом Отечественной войны 1 степени, медалью “Партизану Отечественной войны”. В 1944 году Валя, будучи тяжело раненым скончался на руках товарищей.

Давно уж бои отгремели,

Но время не вычеркнет нет!

Мальчишку в солдатской шинели

Неполных пятнадцати лет.

Сколько храбрых сердец молодых

Беззаветно служили народу

Пионеры и тысячи их

Кто погиб за страну и свободу.

Их могилы ты всюду найдешь

На дорогах минувших пожарищ.

Если ты, юный друг, где-то рядом пройдешь,

То сними свою шляпу, товарищ!

Выступление участника или ветерана войны.

Ведущий 1: Юные безусые герои!

Юными остались вы навек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль в глазах сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ведущий 2: Сколько вас? Попробуй перечислить-

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, мягком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Ведущий 1: Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Ведущий 2: Пятьдесят четыре тяжело больных ребёнка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье.

Ведущий 1: Такая же участь постигла 210 детей из симферопольского детского дома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

Ведущий 2: Гитлеровцы, оккупировавшие тверской край, казнили и замучили 10 тысяч человек.5 тысяч увезли на каторгу в Германию. Изверги не щадили даже детей. Как – то к детскому санаторию подъехали военные машины. В них погрузили 214 ребят, отвезли за город и живыми закопали в землю.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ результатов диагностики детей

Выступление ветерана войны Юговой Елены Федоровны ( была в концлагере )

На экране «Слова на мраморе в Хатыни»

(ведущий их читает)

Ведущий 1: «Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернется в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле. Чтобы отныне никогда и нигде в вихре пожаров жизнь не умирала!»

Ведущий 2: Что может быть страшнее смерти ребенка? Дети на войне… Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попади в войну, расстались с детством навечно.

Фонограмма «Бухенвальдский набат»

(В. Мурадели, А. Соболева)

Ведущий 2: В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то немцы бросали живых детей в раскаленные печи.

Фонограмма «Ах, война, что ты сделала…»

Слова “Никто не забыт, ничто не забыто” — близки и понятны каждому. И пока жива память, ничто не будет забыто.

Фонограмма « Никто не забыт»

( Ю. Чичкова. Ю. Разумовского)

1: По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей.

Что заставила плакать седых матерей.

По рассказам и книжкам я знаю войну.

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, затихших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.

Но мы верим в цветенье весны.

Не нужны нам «звездные войны»

Пусть нам снятся «звездные сны»!

Песня « Нам нужен мир»- исполняет вокальная группа.

Дети! Им лучше всех на свете!

Дети… за счастье их все в ответе.

Скажите, что было б на свете,

Если б исчезли все дети?

Черные, белые, желтые дети?

Мирно должны жить на нашей планете.

Да будет светлой жизнь детей!

Как светлый мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей-

Земле достаточно убитых!

(Д. Тухманова, В. Харитонова)

Ведущий 1: Прошла война, прошла страда.

Ведущий 2: Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке

И дети нынешних детей

И наших внуков внуки!

Вед 1: Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы вплетается весть о суровом возмездии убийцам…

Фонограмма «Ничто не забыто, никто не забыт»

(А. Новикова, В. Харитонова)

На экране слова «Памяти павших будем достойны»

Преклоняем колено пред памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, ничто не забыто.

Ведущий 1: Слава вам, храбрые, слава, бесстрашные!

Вечную славу поет вам народ.

Доблестно жившие, смерть сокрушившие,

Память о вас никогда не умрет!

Ведущий 2: Минута молчания…

Склонитесь, и молод, и стар.

В честь тех, кто за счастье,

Кто жизнь ради жизни отдал.

Если бы захотели почтить минутой молчания каждого ребенка войны, то человечеству пришлось замолчать на 25 лет.

И пахнет голодом.

На челках детских

И не советскими.

На плацах маками,

Где дети плакали.-

И боль отчаянна!

О, сколько надо им

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна….(Ю,Воронов)

Классным коллективам выдается задание:

1. Среди своих родных и близких найти тружеников тыла, участников и ветеранов войны Тверского края, которых смело можно назвать ребенком войны.

2. Оформить боевой листок по событиям декабря 1941 года и собранной информацией.

3. Принять участие в интерактивной игре при Музее Калининского фронта.

4. Приготовить поздравление ветерану с 70-летием освобождения родного города.

5.Организовать выставку работ учащихся « Мы помним!» ( рисунки, поделки на военную тематику)

6. Написать сочинение «Никто не забыт, ничто не забыто»

Рекомендуем посмотреть:

Похожие статьи:

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Использование материалов данного ресурса допустимо только с письменного разрешения администрации сайта

Источник: http://ped-kopilka.ru/blogs/marina-lucenko/vneklasnoe-meroprijatie-po-teme-deti-voiny.html

Воспитательное мероприятие, проведенное с детьми второй смены. День памяти (Война и дети).

Голос за кадром.

Гори, свеча, гори, не затухай,

Не проходящей болью будь.

Пусть в пламени твоем встают,

Чей оборвался путь.

Гори, свеча, не затухай,

Не дай нахлынуть тьме.

Не дай живым забыть всех тех,

Погибших на войне!

Занавес открывается, на сцене композиция со свечей.

Войны начинаются внезапно.

Ходит по границе тишина.

А потом обвал. И сразу пятна.

Красные. И – вот она – война.

Вот, она – гремучая, шальная,

Вся в лоскутьях дыма и огня,

Землю под железо подминая,

Целится в тебя или в меня.

На экране первые минуты войны. Звучит фонограмма песни «Священная война» (Муз. А.Александрова, сл. Лебедева-Кумача).

Была земля и жесткой, и метельной.

Была судьба у всех людей одна.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

На экране фрагменты военной кинохроники на тему «Война и дети».

В эти годы порой казалось,

Что мир детства навек опустел,

Что не вернется радость

В город, где дома без стен.

Был серебряным смех девчонок,

Но его заглушила война.

А седина ребячьих челок…

Разве этому есть цена?

Юные безусые герои!

Юными остались вы навек,

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим, не поднимая век.

Боль и гнев сейчас тому причина,

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие стойкие мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Песня «Ах, война, что ты сделала…» (муз. и сл. Б.Окуджавы).

Сколько вас? Попробуй перечислить –

Не сочтешь, а впрочем, все равно

Вы сегодня с нами, в наших мыслях,

В каждой песне, легком шуме листьев,

Тихо постучавшихся в окно.

Что может быть страшнее смерти ребенка?

Есть поговорка: «На войне детей не бывает».

Те, кто попали в войну, расстались с детством навечно.

Мальчишки мужали, мальчишки взрослели,

И только бы жить начинать сорванцам,

Как их завертели такие метели,

Какие, пожалуй, не снились отцам.

Чтец 3. Женя Баковец – белорусский пионер, стал партизаном. Однажды, направляясь на боевое задание, небольшая группа партизан попала в засаду. Разгорелся бой, все погибли. Последнюю гранату, Женя бросил в фашистов, а сам крикнул: «Живым не сдамся». Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце. В отряде Женю звали «наш Орленок».

Звучит песня «Орленок» (муз. В.Белого, сл. Я.Шведова).

Чтец 4. По доносу провокатора была арестована вся семья Герасименко. Юную подпольщицу Люсю пытали, но она молчала. Фашиста убили ее. Писатель А.Сурков посвятил Люсе стихотворение.

Белая березонька у хаты

Наклонила ветви до земли.

Мимо хаты пьяные солдаты

Юную разведчицу вели.

Больно тело девичье томили.

И огнем пытали и водой.

Никакие муки не сломили

Верность партизанки молодой.

Мать-отчизну девушка любила,

Ей верна, осталась до конца.

Не сломила вражеская сила

Молодые, дерзкие сердца.

На экране кадры: партизаны в годы войны.

Чтец 5. О подвиге юного героя из села Кисилова на Брянщине записал в своем дневнике немецкий солдат: «Мы никогда не победим русских, потому что даже дети у них сражаются и погибают как герои». А героизм Миши Куприна заключается в том, что он повторил легендарный подвиг Ивана Сусанина.

Четвертые сутки он в погребе тесном,

Где темень и голод, где сырость и плесень.

Четвертые сутки в одной рубашонке,

Избитый, измученный русский мальчонка.

А там, на свободе, где липа цветет,

Где пчел и стрекоз не смолкает работа,

Упорно и молча, разведчика ждет

В боях уцелевших отряд патриотов,

А ты с темнотою один на один,

Так что же ты делаешь, Миша Куприн!

Четвертые сутки…А выхода нет.

И сил не хватает держаться,

И жалко мальчишке в четырнадцать лет

Вот так, вот со всем расставаться.

Воды бы глоточек! Один бы лишь взгляд

На небо, на рощицы дальние!

«Идемте! Я знаю тропинку в отряд!» —

Решает разведчик израненный.

С врагами мальчишка один на один.

Куда же ведешь ты их, Миша Куприн?

Ведет сквозь орешник и ельник.

Родное, знакомое место. Сюда

За клюквой ходили когда-то.

Ходили за клюквой…

Прощайте! Держитесь, ребята!

С врагами мальчишка один на один.

Так что же задумал ты, Миша Куприн?

А Миша стоял – поворот головы,

В глазах промелькнула усмешка:

Просили в отряд привести?

Бегите! Громите! Не мешкайте!

Ликуют фашисты: мол, наша взяла,

И рвутся сквозь частый кустарник.

Но что это? Поле. А там у села

Виднеются их же казармы.

В глазах и Миши лазоревый свет…

А было мальчишке четырнадцать лет.

Чтец 7. Когда из Подмосковья вабили фашистов, Витя Ильин помогал обезвредить мины, снаряды. Одна из мин взорвалась, и в тринадцать лет мальчик остался без рук. Он стал учиться рисовать, держа карандаш зубами.

Жил мальчик на хуторе Мшистом,

За дальним кордоном лесным.

Когда появились фашисты,

Он стал партизанским связным.

Ходил он, как нищий, по селам

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ проведения совместной деятельности воспитателя детьми

С холщевой сумой на плече,

В отцовских ботинках тяжелых

И мамином рваном плаще.

То в окна стучался немые,

То брел к старикам на покос.

И танк подрывался на мине,

И поезд летел под откос…

Забылось негромкое имя,

Осталась лишь кличка – связной.

Он пережил осень и зиму.

Его расстреляли весной…

Чтец 2. Дети войны… Сколько из, маленьких, отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои…Орлята Великой Отечественной Войны!

Вспомним всех поименно,

С горем вспомним своим…

Это нужно не мертвым,

Это нужно живым!

На экране портреты героев-пионеров. Проводится перекличка.

Чтец 4. Леня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.

Чтец 5. Марат Казей погиб в мае 1944 года в бою с фашистами близ села Хоромицин в Белоруссии.

Чтец 6. Валя Котик погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.

Чтец 7. Володя Дубинин погиб 4 января 1942 года в Керчи, помогая саперам расчистить заминированные тропы.

Чтец 1. Зина Портнова расстреляна фашистами осенью 1943 года в Полоцке.

Осенние ветры свистели как стрелы.

Горела в обветренных реках вода.

Мальчишек фашисты вели на рассветы

Те рассветы забыть?

Все: Никогда! Никогда!

Стук метронома. На экране кадры из блокадного Ленинграда. Луч прожектора освещает стену, где стоит стол, на столе стакан воды и кусочек ржаного хлеба.

Блокада…Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова

Голодных умирающих детей.

На экране кадр: тетрадь Тани Савичевой.

Эта тонкая тетрадка

Стоит многих толстых книг.

Потрясает свой дневник!

Таня Савичева, Таня,

Ты в сердцах у нас жива.

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир твои слова.

Голос за кадром. Женя умерла в 12 часов утра 28 декабря 1942 года. Бабушка умерла 25 декабря в 3 часа дня 1942 года. Лека умер 17 марта в 8 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня 1942 года. Дядя Леша умер 10 мая в 4 часа дня 1942 года. Мама умерла 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года.

Будьте бдительными, люди.

Люди, вслушайтесь в дневник –

В нем звучит сильней оружий

Тот безмолвный детский крик:

Голос за кадром. Савичева умерли. Умерли все. Осталась одна Таня.

Стук метронома. Тихо звучит «Реквием» В.Моцарта. На экране кадры Ленинградской блокады.

Чтец 6. «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч. Это звучало как пароль: «Ленинградские дети». В осажденном городе тысячами погибали от голода. Голод не щадил никого. Люди падали на улицах, на заводах, у станков, ложились и не вставали

Ленинградские дети в ту зиму разучились шалить, играть, смеяться. Ученики падали от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. К ней прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Школьники умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось, и прямо в классе.

Чтец 7. Бесчисленные злодеяния творились на нашей земле: Фашистами было организовано страшное по своей жестокости уничтожение детей.

Чтец 1. Пятьдесят четыре тяжело больных ребенка, находившихся на лечении на курорте Теберда, были удушены газом и сброшены в Тебердинское ущелье. Такая же учесть постигла двести десять детей из симферопольского детдома. Часть детей фашисты отравили газом, а часть закопали живыми.

Звучит фонограмма песни «Бухенвальдский набат» (муз. В.Мурадели, сл. А.Соболева).

На экране кадр: детский барак в концлагере.

Чтец 2. Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть в венки, которые ложатся на их могилы, вплетается месть о суровом возмездии убийцам…

Звучит фонограмма песни «Ничто не забыто, никто не забыт» (муз. А.Новикова, сл.В.Харитонова). На экране слова: «Памяти павших будьте достойны».

Знаем мА всех героев бесстрашных.

Преклоняем колено пред памятью павших,

И ложатся цветы на гранитные плиты…

Да, никто не забыт, и ничто не забыто.

Стук метронома. Минута молчания. Звучит фонограмма песни «Никто не забыт» (муз. Ю.Чичков, сл. Ю.Разумовского).

Луч прожектора высвечивает выставку книг. На сцену выходят четыре ребенка.

По рассказам и книжкам я знаю войну,

Что сиротами сделала многих детей,

Что заставила плакать седых матерей,

По рассказам и книжкам я знаю войну.

По рассказам и книжкам я вижу войну,

Вижу стены, разорванный бомбами дом.

Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.

По рассказам и книжкам я вижу войну.

По рассказам и книжкам я слышу войну,

Слышу грохот орудий и раненых крик.

Слышу вздох партизан, замеревших на миг.

По рассказам и книжкам я слышу войну.

Я не знаю войны. Да зачем она мне?

Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.

Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде

Знали б лишь о прошедшей войне.

Звучит фонограмма песни «нам мир завещали беречь» (муз. Ю. Чичикова, сл. М.Пляцковского).

Голос за кадром.

На планете сейчас неспокойно,

Но мы верим в цветенье весны.

Не нужны нам «звездные войны»,

Пусть нам снятся звездные сны!

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых.

На экране голубь – символ мира.

Песня «Нам нужен мир» (муз. Р.Тульвовича, сл. З.Ямпольского).

Для продолжения скачивания необходимо собрать картинку:

Источник: http://studfiles.net/preview/5639970/page:32/

Разработка мероприятия «Дети и война»

МОУ Больше-Рыбушкинская СОШ им.

У нас и детства не было отдельно,

А были вместе детство и война.

Выполнила учитель физики

Учитель: У каждого поколения – своя война: Вов, Афган, Чечня…

Все эти войны болью отзываются в наших сердцах. Но Вов – война особенная. Она страшная. Фашисты не щадили никого: убивали стариков и женщин, сжигали целые деревни, пытались уничтожить всю нашу нацию.

Но самую большую опасность для рейха представляли дети. Они были беззащитны, но именно дети – это будущее народа, продолжение жизни на планете.

Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова.

Война – святее нету слова

В тоске и славе этих лет.

И на устах у нас иного

Ещё не может быть и нет…

Звучит песня на стихи А. Александрова на стихи В. Лебедева-Кумача «Священная война»

Кто возвратит детство ребенку, прошедшему через ужас войны? Что помнит он? Что может рассказать? Должен рассказать! Потому что и сейчас, в наше время где-то рвутся снаряды, свистят пули, рассыпаются на крошки взорванные дома, горят детские кроватки.

Можно спросить: что героического в том, чтобы в пять, десять или двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить дети?

Многое! Вслушайтесь в воспоминания детей войны:

1 уч-ся: «…осталась одна пуговица от маминой кофты. А в печи две булки теплого хлеба…»

2 уч-ся: «Отца разрывали немецкие овчарки, а он кричал: «Сына уведите. Сына уведите, чтобы не смотрел…»

3 уч-ся: «Мама не сразу умерла. Она долго лежала на траве, открыла глаза:

-Ира, мне надо тебе рассказать…

Мне казалось, что если она мне скажет то, что хочет, она умрет»

4 уч-ся: «Не прячьте мою маму в ямку, она проснется, и мы с ней пойдем домой», — умоляла солдата маленькая девочка.

5 уч-ся: «А вот как вспоминает свое детство в то время восьмилетняя Маша Иванова:

« Из счастливого детства я шагнула в смерть…

Началась война. Отец остался на оккупированной немцами территории по заданию партии, но дома он не жил: его у нас в местечке знали все. Если мы ночью слышали стук в дверь – не тот осторожный, о котором условились с отцом, а другой, у меня начинало дрожать сердце: это фашисты или полицейские, опять будут допытываться об отце. Я забиралась в самый темный угол на нашей большой печке, обнимала бабушку, боялась уснуть.

Как – то поздно ночью пришел отец. Первой услышала его я и позвала бабушку. Отец был холодный, а я пылала жаром, у меня была тифозная горячка. Был он уставший, постаревший, но такой свой, такой родной. Он сидит возле меня и не может уйти. Через несколько часов, как он пришел, в дверь постучали. Отец даже кожух не успел накинуть, в дом вломились каратели. Вытолкнули его на улицу. Он протянул ко мне руки, но его ударили и оттолкнули. Босиком я бежала за ним по снегу до самой речки и кричала: «Папочка! Папочка. » Дома причитала бабушка: « А где же бог, куда он прячется. »

Бабушка не смогла пережить такое горе. Плакала все тише и тише и через две недели умерла ночью на печке, а рядом спала я и обнимала ее мертвую. В доме никого больше не осталось».

Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали – прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, да друзья

Пришёл час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжесть.!

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ кала как правильно сдавать ребенку

Маленькие герои большой войны. Они сражались повсюду. Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что сегодня трудно этому поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах её маленьких граждан – обыкновенных мальчишек и девчонок. И назвали их людям героями.

Сегодня мы учимся у них беззаветной любви к Родине, смелости и достоинству, мужеству и стойкости.

Тот же двор, та же дверь,

Также дети бегут гуртом…

И припомнила: хмурым летом,

Бросив книги и карандаш,

Встала девочка с парты этой

И шагнула в сырой блиндаж.

Юлия Друнина «В школе»

Стой человек! Море застынь!

Замрите в поле птицы!

Смотрите все нам в лица.

Солнечным утром 22 марта 1943г. отряд фашистских карателей вскружил белорусскую деревню Хатынь. Всех жителей – мужчин, женщин, стариков и детей – согнали в большой сарай. и подожгли его. Пытавшихся спастись расстреливали из автоматов. Погибло 149 человек (в том числе 75 детей).

Динь – динь – стонет Хатынь.

Болью людскою дымится.

Звонами – стонами снова Хатынь

В наши сердца стучится.

Учитель: В памятке фашистского солдата были такие слова:

«…Нет нервов, сердца, жалости – ты сделан из немецкого железа.

…У тебя нет сердца и нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и сострадание, убивай всякого русского, не останавливайся, если перед тобой старик или женщина, девочка или мальчик.»

И они не жалели, не щадили, даже детей. Подростков угоняли в рабство, в Германию и оккупированные страны, детей отрывали от родителей, были даже детские концлагеря. Детей подвергали пыткам, издевательствам, из них выкачивали кровь для раненых немецких солдат и офицеров. Даже маленьких детей убивали без жалости, как будто они могли представлять угрозу для фашистов.

Ученица (читает стихотворение Мусы Джалиля «Варварство»).

Они с детьми погнали матерей

И яму рыть заставили, а сами

Они стояли, кучка дикарей,

И хриплыми смеялись голосами.

У края бездны выстроили в ряд

Бессильных женщин, худеньких ребят.

Пришел хмельной майор и медными

Окинул обреченных… Мутный дождь

Гудел в листве соседних рощ

И на полях, одетых мглою,

И тучи опустились над землею,

Друг друга с бешенством гоня…

Нет, этого я не забуду дня,

Я не забуду никогда, вовеки!

Я видел: плакали, как дети, реки,

И в ярости рыдала мать – земля.

Своими видел я глазами,

Как солнце скорбное, омытое слезами,

Сквозь тучу вышло на поля,

В последний раз детей поцеловало,

В последний раз…

Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас

Он обезумел. Гневно бушевала

Его листва. Сгущалась мгла вокруг.

Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,

Он падал, издавая вздох тяжелый,

Детей внезапно охватил испуг, —

Прижались к матерям, цепляясь за

И выстрела раздался резкий звук,

Что вырвалось у женщины одной.

Ребенок, мальчуган больной,

Головку спрятал в складках платья

Еще не старой женщины. Она

Смотрела, ужаса полна.

Как не лишиться ей рассудка!

Все понял, понял все малютка.

— Спрячь, мамочка, меня! Не надо

Он плачет и, как лист, сдержать не может

Дитя, что ей всего дороже,

Нагнувшись, подняла двумя руками мать,

Прижала к сердцу, против дула прямо…

— Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!

Пусти, меня, пусти! Чего ты ждешь? –

И хочет вырваться из рук ребенок,

И страшен плачь, и голос тонок,

И в сердце он вонзается, как нож.

— Не бойся, мальчик мой. Сейчас

вздохнешь ты вольно,

Закрой глаза, но голову не прячь,

Чтобы тебя живым не закопал палач.

Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет

И он закрыл глаза. И заалела кровь,

По шее лентой красной извиваясь.

Две жизни наземь падают, сливаясь,

Две жизни и одна любовь!

Звучит метроном, гаснет свет, на экране – слайды детских рисунков о войне (первые два куплета песни «Рисуют мальчики войну»):

Рисуют мальчики войну,

Рисуют танки и «катюши»,

Висят во всю листа длину

Снаряды толстые, как груши,

Рисуют мальчики войну…

Рисуют мальчики бои,

Что им, по счастью, незнакомы,

И берегут они свои

Огнем кричащие альбомы.

Песня обрывается, звучит метроном – на экране детские фотографии военных лет. Потом опять тихо вступает песня – один куплет:

Да будет светлой жизнь детей!

Как светел мир в глазах открытых!

О, не разрушь и не убей –

Земле достаточно убитых!

Рисуют мальчики войну…

На экране фотография Тани Савичевой.

Выходит девочка: Эту девочку зовут Таня Савичева. Она была ленинградской школьницей, нашей ровесницей. 900 дней и ночей город на Неве был оторван от Большой земли – он находился в блокаде. На жителей обрушился жесточайший голод. Единственным продуктом питания был хлеб. Черный, наполовину из отрубей, иногда даже с примесью опилок, но и его не хватало. Суточная норма в декабре 1941 г. составляла 250 граммов для рабочих, всем остальным – 125 граммов. То есть ребенок получал вот такой кусок хлеба (показывает кусок черного хлеба весом 125 граммов) – это была суточная норма. Ленинградские дети и взрослые гибли от бомбежек и артобстрелов, от холода и голода. Вот странички из дневника, который вела Таня Савичева.

(Слайды из дневника)

После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на Большую землю. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

Его я узнал не из книжки –

Жестокое слово – война!

Прожекторов яростной вспышкой

К нам в детство врывалась она.

Смертельными тоннами стали,

Сиреной тревоги ночной.

В те дни мы в войну не играли –

Мы просто дышали войной.

Дети в концлагерях. Непосильный труд, истязания и побои быстр доводили каждого ребёнка до полного истощения.

Сотни тысяч заживо сожжённых

к нам взвывают сквозь года.

Загляните же в глаза тех обречённых,

Что ушли из жизни навсегда.

Сколько из известных и знакомых приняли участие в борьбе со смертельно опасным разъярённым зверем – фашизмом! Сколько их было сынов и дочерей полков. Мы точно не знаем и, наверное, никогда не узнаем, но нам хорошо известно, что, проявляя смекалку и ловкость, хитрость и смелость, они вносили свой посильный вклад в большую победу всего народа.

Ученик: дети в тылу не воевали…

Они стояли, у станка по десять часов и если не позволял рост, чтобы достать до станка подставляли стул. (слайд 24). Работали в поле, (слайд 25, семиклассница Галя Пестова за вспашкой), госпиталях (слайд 28). Ученик: Во время войны самым срочным и массовым видом ремонта был ремонт кровли. После прорыва блокады Ленинграда в городе развернулся, как тогда говорили, «заплаточный ремонт» — чинили крыши домов после артобстрелов и бомбежек. Бригадир одной из бригад кровельщиков в докладной записке жаловался на одну из своих работниц, таким образом: «…она плохо работала, потому что принесла с собой куклу и играла на крыше с куклой. Когда я сделал ей замечание, то она после обеда принесла, кроме куклы, еще и куклину кровать. Прошу принять меры.»

Странная докладная, не правда ли? Но все становиться понятным, если учесть, что случай этот, произошел в детской бригаде. Ее бригадиром, составившим эту докладную, был 15-летний мальчик. Сколько же лет было той «работнице бригады», которая ходила чинить крыши многоэтажных домов с любимой куклой?!

Учитель: Да, это заветная мечта любого здравомыслящего человека, любого ребенка – чтобы на земле был мир, чтобы не гибли ни взрослые, ни дети

Учитель: На Земле самый лучший народ – дети.

Как сохранить нам его в тревожном 21 веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с ним — и наше прошлое, и наше будущее?

Во второй мировой войне на Земле погибло тринадцать миллионов детей. 19 миллионов советских детей осиротели за годы этой страшной войны. И чтобы не повторилось такой ужасной трагедии, человечество не должно забывать об этих безвинных жертвах. Мы все должны помнить, что в войне, которую развязывают взрослые, гибнут и дети. Так будем помнить, и чтить память погибших.

Звучит фонограмма — отрывок из песни «Бухенвальдский набат»,

Тихо, ребята, минутой молчанья

Память героев почтим,

Их голоса тоже когда-то звучали,

По утрам они солнце встречали,

Сверстники наши почти.

Затем — метроном – Минута молчания.

Учитель: Через несколько дней наступит великий праздник всего нашего народа –

годовщина Великой Победы. я думаю, что в этот день вы постараетесь поздравить и окружить вниманием и заботой не только живущих среди нас ветеранов войны и тыла, но и людей, чье детство пришлось на суровые годы войны. Ведь сегодня вы узнали, через какие испытания пришлось пройти им, какие жертвы они принесли во имя этого светлого дня – Дня Победы!

Фоном звучит фонограмма песни «День Победы».

Звучит песня «День Победы»

Обзоры сервисов Pandia.ru

победа там, где есть движение вперед

  • Победа — это труд. Людмила Кондратьева

Проекты по теме:

Домашний очаг

Справочная информация

Общество

Образование и наука

Бизнес и финансы

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источник: http://pandia.ru/text/78/346/634.php

Ссылка на основную публикацию