Анализ педагогических условий общения детей

Материал по теме:

Выступление для воспитателей на семинаре

Предварительный просмотр:

«Педагогическое общение как основная форма взаимодействия педагога и ребенка».

Подготовила:

воспитатель Казакова Е.А.

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Успех в деятельности педагога во многом связан с культурой профессионального общения. Она предполагает организацию правильных взаимоотношений в системах «педагог – ребенок», «педагог родители», «ребенок – ребенок», «педагог – коллеги», понимание детей и окружающих, уважение к ним, создание положительного микроклимата. Мудрый педагог борется за свой авторитет, дорожит им, всячески поддерживает авторитет родителей, коллег.

Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Как известно, взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.

От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В.А.Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, — его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. И в силу того, что это первые впечатления от мира людей, они и являются самыми прочными. Если ребенок живет в обстановки нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.

Процесс становления личности очень сложен и подвержен множеству порой невидимых или неосознаваемых воздействий. В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге – для прогресса человечества.

Эффективность организации педагогического процесса во многом зависит от характера взаимодействия взрослого с детьми.

Термин общение говорит об общности, взаимодействии людей, их сопричастности друг другу. Под общением пони мается такая деятельность, которая заключается во взаимо действии людей с целью обмена и обогащения информаци ей как познавательного, так и аффективно-оценочного ха рактера. При этом важно, чтобы люди понимали друг друга, испытывали личностно-эмоциональное удовлетворение от общения.

Результатом общения являются обмен опытом, положи тельное влияние на взаимоотношения, стимуляция деятель ности ребенка.

В жизни ребенка существует две сферы общения — со взрослыми и сверстниками. На различных этапах жизнедеятельности роль тех и других изменяется.

Решающую роль в развитии ребенка играет его общение с взрослыми. Этот вид общения развивается на основе дове рия и защищенности, сильнейшей эмоциональной тяге к близким взрослым. Дети начинают им подражать. В основе общения с взрослым лежит потребность в контактах с ним, доверчивость. Педагоги и родители поддерживают потребность ребенка в активности, самостоятельности, используют по ощряющее внушение, развивают способность к самооценке собственного поведения. К пяти годам у ребенка складывает ся свобода поведения. Он сам становится инициатором обще ния с взрослыми, к которым обращается за помощью, со ветом. В таком общении ребенка старшего дошкольного воз раста привлекает способность взрослых понять его, авторитет и знания, любовь и забота.

Создание оптимальных условий для развития личности ребенка в первую очередь связано с качеством педагогичес кого общения.

Существуют различные трактовки этого понятия. Е. А. Панько под педагогическим общением понимает познание воспитанника, оказание на него воспитательного воздействия, организацию взаимоотношений в различных видах деятель ности, создание положительного микроклимата в группе дет ского коллектива.

В определении В.А. Кан-Калика педагогическое общение обязательно предполагает влияние взрослого на взаимоотношения детей.

По мнению Н.Д. Ватутиной, педагогическое общение дол жно выступать не только как личное качество воспитателя, но и как главное профессиональное умение, помогающее раскрыться индивидуальности ребенка.

Р.С. Буре и Л.Ф. Островская видят значение педагогичес кого общения в обеспечении и создании эмоционального комфорта, профилактике и коррекции эмоционального не благополучия детей в условиях детского коллектива.

Таким образом, общение взрослого с детьми реализует разнообразные функции:

  1. актуализации типичных и индивидуальных качеств,

свойств личности;

  1. информационную;
  2. нормативно-регулирующую;
  3. эмоциональную;
  4. перцептивную;
  5. материнскую.

Взрослые создают возможности для приобщения детей к ценностям сотрудничества с другими людьми. Особое вни мание уделяется развитию коммуникативной компетентно сти ребенка. Основным показателем и одновременно усло вием гармоничного социального и личностного развития

ребенка является его отношение к другому человеку как к самоценности, а не как к средству. Педагог способствует развитию у детей чувства ответственности за другого чело века, за общее дело, за данное слово. Способом реализации такого отношения может быть только любовь и децентрация педагога, умение «влезть в шкурку ребенка» (Н.К. Круп ская).

При общении с ребенком немаловажное значение имеют факторы, оказывающие влияние на его эмоциональное со стояние:

  1. содержание и характер обращений к ребенку, направ ленных на организацию его деятельности или поведения;
  2. невербальные средства воздействия (мимика, интона ция, прикосновения, жесты);
  3. эмоциональная окрашенность общения;
  4. стиль общения педагога, отражающий его индивиду ально-типологические особенности, уровень культуры (об щечеловеческой и профессионально-педагогической), жиз ненный опыт.

В психолого-педагогических исследованиях показана взаи мосвязь стиля общения педагога с детьми с характером взаи моотношений между сверстниками, с отношением ребенка к взрослому, к предлагаемой взрослым деятельности.

Существует несколько стилей общения пе дагога с детьми: авторитарный, демократический, попус тительский, гиперопека, либеральный, пассивно-положительный, пас сивно-отрицательный.

Авторитарный стиль воспитания — это стиль при котором взаимодействие взрослого с ребенком сводится к системе жестких предписаний, требующих безоговорочного выполнения. Этот стиль подавляет инициативу и очень часто приводит к невротизации личности ребенка.

Гиперопека – это такой способ взаимодействия, при котором предоставляя ребенку надежную защиту, на самом деле, так же как и первый, ограничивает

его самостоятельность, делает его предельно зависимым от взрослого, лишает инициативности, что способствует развитию тревожности.

Попустительский стиль — взрослый только формально «обозначает» свое присутствие в образовательном процессе, при этом он не заинтересован в реальном достижении ребенка, который оказывается представленным сам себе, хотя взрослый и находится рядом. При этом он воспринимает ребенка скорее как помеху для собственной активности (взрослый может быть лоялен к детям, но не вникать в их проблемы).

Демократический стиль — этот стиль наиболее позитивный. При этом стиле воспитания ребенок рассматривается как полноценный участник образовательного процесса, а взрослый выступает как лицо, заинтересованное в сотрудничестве с ребенком. Взрослый поддерживает его инициативу при обсуждении или выполнении различных дел, но не освобождает от ответственности. Наоборот, ребенок наделяется полномочиями и одновременно ответственностью за выполнение принятой задачи.

При выборе стиля педагогу необхо димо учитывать становление и развитие «образа Я» у ребенка, его стремление быть лучше. Иными словами — сколько де тей, столько и стилей воспитания. Ребенок имеет «Я» — реальное и «Я» — потенциальное (в форме желаний, мечты, при писывания себе качеств персонажей сказок, фильмов, рас сказов). Педагогическая позиция педагога проявляется в признании индивидуальности ребенка, его неповторимос ти, знании и понимании его потребностей, интересов, по буждений; в устойчивом, заинтересованном, положитель ном отношении к личности ребенка, даже в случаях отри цательных поступков.

Технология педагогического общения.

Технология педагогического общения направлена на орга низацию определенных этапов.

1. Формирование у ребенка потребности в общении, по буждение его к деловым, личностным, познавательным ви дам общения.

М.И. Лисина, исследуя эту проблему в отношении детей, выделила четыре формы общения взрос лого с ребенком: непосредственно-эмоциональное, си туативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное . При этом необходимо учитывать благо приятный или неблагоприятный варианты развития лично сти ребенка (застенчивый, тревожный, замкнутый, агрес сивный и т.п.).

2. Ориентировка в целях, ситуациях общения.

Педагоги откликаются на любую просьбу ребенка о со вместной деятельности и помощи, в случае невозможности их осуществления спокойно и доброжелательно объясняют причину. Необходимо формировать потребность творчески реализовать цели общения, создавать ситуацию самостоя тельного планирования, контроля, самооценки результата своей деятельности. Создание условий перехода от поста новки и определения цели деятельности к творческому ха рактеру жизнедеятельности детей обеспечивает развитие ме ханизмов саморегуляции, самопроектирования деятельнос ти.

3. Ориентировка в личности собеседника, товарища, парт нера.

Взрослый способствует развитию у ребенка чувства соб ственного достоинства, осознанию своих прав и свобод (иметь собственное мнение, личные вещи, выбирать друзей, иг рушки, виды деятельности). Важно воспитывать у детей ува жение и терпение к сверстникам и взрослым независимо от социального

происхождения, расовой и национальной при надлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, лич ностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувствам других людей, их мнениям, желаниям, взглядам. В целом педагогическая позиция взрослого способствует развитию по ложительного отношения ребенка к окружающим людям, что немаловажно при общении.

4. Планирование содержания своего общения.

Взрослый помогает ребенку выбрать ту или иную дея тельность. В практике зачастую педагогическое взаимодей ствие построено на прямом указании: что делать, как де лать, когда и даже с кем. Педагог должен предоставлять детям возможность самостоятельного выбора деятельности, нахождения средств и способов для реализации цели, обу чать приемам саморегуляции.

Педагогическая поддержка направлена на достижение ре бенком успеха. Включаясь в трудные для него задания, взрос лый создает ситуации, вызывающие интеллектуальную, эмоциональную активность детей, способствующие самостоятельной реализации нормативно-регулирующей функ ции общения. В программе «Радуга» раскрывается личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с деть ми в различных видах деятельности.

5. Корректирование направления, стиля, метода общения .

Необходимо учить детей общаться. В детском коллективе со здаются условия для того, чтобы у детей формировались представления о правилах взаимодействия с другим чело веком, отношение к выполнению этих требований. Для этого нужно использовать сюжетно-ролевые игры, этю ды, разнообразные формы игровой терапии.

Известно, что любая ситуация в системе образования организуется взрослым и взрослый всегда является – явным или неявным – её участником. В этом смысле взрослый представляет собой устойчивую характеристику любой образовательной ситуации, которая определяется и конкретными обстоятельствами времени и места, и особенностями личности взрослого. Следовательно, эффект образовательной работы зависит не только от программы, но и от личности педагога, который даже самую обычную ситуацию может сделать (или не сделать) эмоционально насыщенной, привлекательной и интересной для ребенка.

Важно подчеркнуть: при работе с детьми взрослый вступает в непосредственный эмоциональный контакт с ребенком, а важность эмоциональных переживаний, особенно на ранних этапах развития, представлена в психоаналитических концепциях. Один из разработчиков такого подхода – Эрик Эриксон подчеркивал: на различных возрастных этапах пред ребенком встают особые задачи развития, и успешное решение их возможно только с помощью взрослого, который создает социальную ситуацию развития, обеспечивает познавательную активность ребенка, предъявляет культурные образцы для освоения и поддерживает детскую инициативу. Но главное, взрослый несет ответственность за решение базовых, жизненных задач, которые определяют судьбу ребенка: он либо принимает этот мир и самого себя, либо относится к нему с недоверием и не верит в собственные силы.

Таким образом, образовательная работа с детьми предъявляет к взрослому особые требования. С одной стороны, взрослый выступает в роли посредника между культурой и ребенком и предлагает тому различные образцы культуры. С другой – выступает посредником между ребенком и культурой: поддерживая его инициативу, пытается приспособить культуру к ребенку.

Особенность образовательной работы с детьми заключается в том, что попадая в детский коллектив, они выходят за рамки установившихся семейных отношений. Такая ситуация является для ребенка эмоционально напряженной, поэтому задача педагога заключается в том, чтобы сделать её максимально комфортной, для чего необходимо учитывать индивидуальность каждого ребенка.

  1. Козлова С.А., Куликова Т.А. – дошкольная педагогика: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 432с.
  2. Бабунова Т.М. – дошкольная педагогика. Учебное пособие. М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с. (Учебное пособие)
  3. Урунтаева Г.А. – дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. Пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. -336 с.
  4. Методические рекомендации к Программе воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А.Васильевой. В.В.Гербовой. Т.С.Комаровой. – м.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005. – 320 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повысить уровеньпрофессионального мастерства педагогов ДОУ в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.

В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми.

В данном реферате я разбирала разные стили педагогического общения, общения родителей с детьми.

Педагогический процесс — это взаимодействие между педагогом и учащимися. А значит, от того, каков характер общения, может зависеть и результат педагогической работы.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают незрелые и недостаточно профессионально подготовленные люди, в пер.

Презентация из 11 слайдов, делала к зачету, может кому пригодится; материал взят из учебников, учебных пособий и интернет-источников.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/01/27/pedagogicheskoe-obshchenie

Педагогические условия развития общения детей раннего возраста в доме ребенка

Дата публикации: 29.12.2014

Статья просмотрена: 4088 раз

Библиографическое описание:

Толкова Н. М. Педагогические условия развития общения детей раннего возраста в доме ребенка // Молодой ученый. — 2015. — №1. — С. 493-495. — URL https://moluch.ru/archive/81/14674/ (дата обращения: 18.01.2018).

Воспитание детей, по каким-либо обстоятельствам с раннего возраста лишенных родителей, — дело нелегкое. Добросовестный уход и забота обслуживающего персонала о воспитанниках дома ребенка восполняют материнскую любовь и ласку, создают эмоциональный фон общения, без которого не может быть полноценного физического и психического развития ребенка [3]. Несмотря на то, что детям, растущим в доме ребенка, уделяется особое внимание, следует все же признать, что воспитание малышей вне семьи является вынужденным, обусловленным какими-либо критическими обстоятельствами. Серьезность решения этой проблемы связана прежде всего с поиском рациональных методов и приемов воспитания, позволяющих не только компенсировать отсутствие родителей, но и использовать положительные стороны жизни малыша в кругу сверстников, где происходит ранняя социализация (возникновение совместных, эмоциональных проявлений и переживаний по поводу восприятия одних и тех же предметов, наблюдений, проведения режимных процессов, освоения окружающего и т.). Рациональная организация педагогического процесса, в основе которого лежит принцип развития активности ребенка и обогащения его психической жизни посредством организации различных видов деятельности (предметной, познавательной, игровой и т. д.), направлена на формирование в ребенке личности, на развитие у него уже на ранних этапах детства потребностей духовного характера. Невнимательное отношение к этой стороне жизни малышей отрицательно влияет на их развитие, поэтому должно быть исключено из практики детских учреждений.

Первое условие: организация среды. Необходимо учитывать, что дети в доме ребенка в течение длительного времени живут в условиях одного и того же группового помещения, поэтому важным условием развития ребенка в целом и навыков общения в частности является организация развивающей среды, с продуманным эстетическим оформлением, а также создание удобства и «домашнего» уюта. Желательно, чтобы групповая комната, ее оборудование соответствовали потребности ребенка в освоении пространства; подбор игрушек способствовал возникновению соответствующих возрасту игр, т. е. чтобы дети занимались развивающими видами деятельности (игры с дидактическими игрушками, игры со строительным материалом, с водой и песком, рассматривание картинок, наблюдения явлений живой и неживой природы и т. д.). Развитие двигательной активности предполагает наличие свободного места, необходимого для движения. Из крупных пособий, стимулирующих двигательную активность, нужно иметь горку со скатом, стол — барьер, около которого дети не только двигаются, но и играют с дидактическими игрушками. Из мелких пособий, обеспечивающих двигательную активность, необходимы мячи разных размеров, коляски, машины, обручи. Рекомендуют в доме ребенка создание специальной «домашней» комнаты, куда детей будет приглашать старший воспитатель, логопед, врач, где один ребенок или группа из трех-четырех детей играют рядом с работающим взрослым, потом им что-нибудь показывают или рассказывают, все вместе пьют чай. После чая все вместе моют посуду, вытирают, ставят на место, затем идут «домой» — в группу. Дети уходят спокойно, так как знают, что скоро придут сюда опять. В такой обстановке у детей будут формироваться новые понятия («идти в гости», «домой» и т. п.); они видят, как работает взрослый, сидят рядом с ним за высоким столом. Каждый ребенок чувствует внимание к себе, домашнее тепло, уют. Такая организация вносит в жизнь детей необходимое разнообразие, дает ребенку возможность отдохнуть от коллектива, пообщаться с взрослым.

Второе условие: организация общения в процессе специально организованной деятельности на занятиях. С детьми раннего возраста необходимо проводить занятия, в процессе которых характер общения преобразуется и выходит на новую форму общения взрослого с ребенком (ситуативно-деловую):

1) занятия по развитию речи и ориентировке в окружающем;

2) занятия по развитию действий с предметами и сенсорному развитию;

3) занятия по развитию общих движений: гимнастика, подвижные игры;

4) музыкальные занятия [2,с. 88].

Воспитатель должен проводить занятия очень эмоционально, живо, не требуя от детей ответов, а вызывая у них естественное желание ответить. Воспитателями широко используются приемы неожиданного появления и исчезновения предметов, сюрпризность. Прежде всего нужно создать эмоциональный настрой: еще до появления предмета, воспитатель спрашивает: «Кто там?», затем внезапно появляется предмет, внезапно же исчезает. Если дети не называют предмет, сам воспитатель называет его несколько раз правильным словом и облегченным: «кукла» — «ляля». Пряча предмет, он говорит: «Ай, нет!», а показывая снова: «А-а — вот он». А также широко используется наглядно-действенный метод, когда в процесс восприятия включаются активные действия самих детей, их речь. Важно вызывать активную реакцию детей. Все занятия с детьми раннего возраста должны сопровождаться ласковыми словами взрослого. Речь взрослого должна вызывать у ребенка положительные эмоции, интерес, помогать установить контакт между воспитателем и ребенком. На музыкальных и физкультурных занятиях предусмотрены активные движения, на других занятиях дети выполняют поручения (принести игрушку) или инструкцию (спрячь игрушку в домик), подражают персонажу (прыгают, как зайчик, мяукают, как котенок). В ходе занятия каждый ребенок обязательно отвечает на вопросы, высказывается сам. Наибольшая активность возникает у ребенка при повторном предъявлении материала. Поэтому при обучении следует предлагать детям ряд однотипных действий (нанизывание колец на стержень, кормление куклы), а кроме этого, повторять занятия (новое — через 2–3 дня, повторное занятие — через 4–6). Чтобы интерес к занятиям не исчез, желательно через некоторое время — частично или полностью — заменять демонстрационный материал, изменять место проведения занятия. После того как дети освоят новое содержание игрового материала, его можно предлагать для самостоятельной деятельности под контролем воспитателя. С теми детьми, кто недостаточно хорошо освоил новое, элементы занятия повторяются в процессе индивидуального общения на фоне самостоятельной деятельности детей группы. Основной формой организации занятий являются занятия с небольшой группой(4–6 человек). Деление детей на группы надо проводить не механически: в каждую подгруппу включаются дети с более или менее одинаковым уровнем развития. Время для занятий выбираются так, чтобы воспитатель и няня уже освободились от проведения других режимных процессов, а дети были в бодром, хорошем настроении.

Третье условие: развитие общения при осуществлении режимных процессов. Режимные процессы в доме ребенка используют для формирования общения со взрослыми и сверстниками. Это становится возможным при соблюдении следующих условий:

— воспитатель должен быть внимателен к нуждам детей, их состоянию;

— воспитатель должен учить детей ласково обращаться друг с другом, побуждать их помогать друг другу (застегнуть пуговицу другому ребенку, подвинуть тарелку с хлебом соседу, принести стул младшему ребенку и т. д.);

— приучать детей выполнять установленный порядок, заботясь о других (разговаривать в спальне тихо, не мешая тем, кто спит; уметь подождать, когда воспитатель занят с другим ребенком; помогать няне и воспитателю);

— воспитатель должен объяснять ребенку (в доступной ему форме) связь между действиями и явлениями;

— воспитатель должен знакомить ребенка с различными качествами и свойствами предметов;

— обогащать словарный запас ребенка;

— речь взрослых не должна быть шаблонной т. е. должна быть живой и разнообразной.

Постоянство и единство требований к ребенку и методов проведения режимных процессов должно стать непременным условием деятельности всех взрослых, работающих в группе. При проведении режимных процессов следует придерживаться определенных правил: проводить их постепенно, не заставляя детей ждать обеда или своей очереди, чтобы одеться, и т. п.- все это очень утомляет их. Посадив ребенка за стол, нужно сразу дать ему пищу; раздевание перед сном и сборы на прогулку проводят небольшими подгруппами, остальные дети в это время занимаются или играют. К проведению режимных процессов следует активно привлекать самих детей, поощрять их попытки самостоятельно есть, раздеваться, задвигать после еды стульчик, благодарить. Следует терпеливо, многократно показывать детям, как удобнее держать ложку, сидеть за столом, вытирать салфеткой лицо. Все свои действия воспитатель сопровождает словами (поясняя, одобряя, указывая и пр.). Очень важно создать у детей эмоционально-положительное отношение к кормлению, туалету, обливанию, укладыванию спать.

Общение с взрослыми влияет на развитие детей на всех этапах раннего и дошкольного детства. Влияние общения прослеживается в различных сферах психического развития ребенка:

1) в самой области общения;

2) в области любознательности детей;

3) в сфере их эмоциональных переживаний;

4) при формировании любви к взрослому и дружеских притязаний к ровесникам;

5) в сфере овладения речью.

Чтобы обеспечить включение механизмов формирования общения, Лисина М. И. предлагает соблюдать следующие рекомендации:

— относиться к ребенку как к личности. Это означает, что любую процедуру следует сопровождать беседой и комментариями. Речь должна быть очень выразительна и максимально адресована ребенку, включать одобрения и порицания действий, если бы малыш совершал их с полным сознанием;

— организовать контакты взглядов. Это — один из значимых для человеческого общения компонентов поведения, его необходимо всячески подкреплять;

— подкреплять улыбки ребенка. Улыбка — самый выразительный коммуникативный жест, выражающий положительное отношение к партнеру.

— учить детей играть вместе или рядом друг с другом;

— учить сочувствовать и сопереживать сверстнику;

— подкреплять положительные контакты сверстников [1,с.50].

Четвертое условие: организация эмоционально — практического общения. Взрослый налаживает отношения между детьми, привлекает их внимание к личностным качествам друг друга: демонстрирует достоинства сверстника, ласково называет его по имени, хвалит партнера по игре. В результате такой деятельности взрослого возрастает интерес детей друг к другу, появляются эмоционально окрашенные действия, адресованные сверстнику [4, с.113]. Переход детей к коммуникативному взаимодействию становится возможным благодаря целенаправленной организации детского общения, которую осуществляют педагоги:

— воспитатель должен учить ребенка высказывать свои желания («Я хочу поиграть с этой машинкой»), задавая ему стимулирующие вопросы, побуждая его выразить свои потребности (Пр.: «Ты хочешь поиграть с этой машинкой?», «попроси машинку у Васи»);

— педагогам следует уделять внимание умению ребенка выражать свои чувства, причем как положительные, так и отрицательные;

— воспитатель может развивать в ребенке способность к сопереживанию, желательные формы поведения малыша должны подкрепляться поощрением.

Одна из наиболее эффективных форм развития субъективного взаимодействия детей в условиях дома ребенка — игровая деятельность. В условиях игрового и реального общения со сверстниками ребенок вынужден применять на практике социальные нормы поведения, использовать их в различных ситуациях. Для развития у детей коммуникативных навыков, рекомендуется использовать игры, направленные на решение одновременно нескольких задач:

— создание положительных эмоций, развитие эмпатии («Назови себя», «Тихий разговор» и т. д.);

— достижение положительного самоощущения, умение выражать позитивные эмоции, развитие навыков взаимодействия («Пирамида любви», «Катаем мяч», «Менялки игрушек» и т. д.);

— снятие напряжения, обучение бережному отношению к другому («Волшебное перо», «Гамак», «Тихий час для мышат» и т. п.);

— помогают испытывать положительные чувства друг к другу и формируют атмосферу сотрудничества («Слушаем сердце», «Кораблик» и т. д.). Становление общения детей раннего возраста, находящихся в доме ребенка, с взрослыми и сверстниками растягивается на несколько лет. Этот процесс складывается во многом стихийно. Взрослый в своем общении с детьми должен учитывать особенности их коммуникативной потребности и организовывать свои контакты так, чтобы, во-первых, удовлетворять эту потребность и тем способствовать психическому развитию ребенка, во-вторых, обеспечивать движение ребенка к последующим, более высоким формам общения, задавая ему их образцы. В доме ребенка потребность каждого из детей в общении со взрослыми, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях должна быть удовлетворена. Общение ребенка со взрослым осуществляется в результате выполнения следующих педагогических условий: организация среды, организация общения в процессе специально организованной деятельности на занятиях, развитие общения при осуществлении режимных процессов, организация эмоционально-практического общения.

1. Лисина, М. И. Развитие общения со сверстниками / М. И. Лисина, Л. Н. Галигузова, Я. Царегородцева // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 3, С.47–51.

2. Оздоровительная и воспитательная работа в доме ребенка: кн. для работников дома ребенка; Р. В. Тонкова — Ямпольская [и др.]. — М.: Просвещение, 1989. — 192 с.

3. Павлова, Л. Н. Знакомим малыша с окружающим миром / Л. Н. Павлова. — М.: Просвещение, 1987. — 224 с.

4. Чернецкая, Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д., 2005. — 256 с.

Источник: http://moluch.ru/archive/81/14674/

Специфика организации общения детей в дошкольном образовательным учреждении

Специфика организации общения детей в дошкольном образовательным учреждении

Общение — это основное условие развития ребенка, один из важнейших факторов формирования личности, один из главных видов деятельности человека, который устремлен на познание и самооценку через посредство других людей. С первых моментов жизни ребенка общение является одним из важнейших факторов психического развития.

Основные нормы поведения в первую очередь ребенок познаёт в семье. Они отражаются в процессе его общения со сверстниками. Интерес к сверстникам проявляется позднее, чем к взрослым. На развитие общения с другими детьми влияет характер деятельности и наличие умений для ее выполнения. Детский сад — первое социальное объединение детей, здесь проявляются различные взаимоотношения. В зависимости от возраста отношения дошкольников меняются. Они оцениваются по деловым, личностным и нравственным качествам.

Отношения детей между собой во многом определяются характером общения ребенка с воспитателем, окружающими его взрослыми. Важную роль играет умение выражать свои внутренние эмоции и понимать эмоциональное состояние другого человека. Во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками возможно предупреждение отношений в развитии личности ребенка.

Посещая детский сад, дети с большим желанием объединяются в играх, труде, совместной деятельности. Между некоторыми детьми устанавливаются дружеские отношения. Очень важно внимательно изучать эти самостоятельные «группировки». Необходимо направлять деятельность детей и их взаимоотношения, искать верные пути создания новых детских объединений.

Первые симпатии и привязанности зарождаются, когда в группе еще нет коллектива. Имеется общество сверстников, которые объединены в определенную возрастную группу. Избирательная дружба и коллективные отношения формируются на основе общих норм и правил, которые выдвигаются воспитателем. Большое значение придается наличию широкой эмоционально-положительной атмосфере в группе, созданию обстановки радости от общения детей друг с другом. Важным моментом является включение детей в конкретную содержательную деятельность. Целесообразно создавать такие ситуации, которые вызывают положительные моральные чувства, действия, поступки. Постепенно складывающиеся привычки порождают более глубокое желание относиться к сверстникам внимательно, заботливо.

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции. Для того, чтобы речь служила средством общения, необходимы условия, которые побуждают ребенка осознанно обращаться к слову. Такие условия возникают в процессе самого общения и деятельности, организуемой воспитателем совместно с ребенком. При правильной организации жизни и деятельности ребенка речь становится основным средством общения. Именно речь привлекает его к предметам и действиям. Чем сложнее и разнообразнее деятельность, тем более необходимым становится речевое общение.

В воспитателем процессе происходит взаимодействие старого с новым. Воспитатель организует жизнь и быт детей, опираясь на старый детский опыт. Одновременно с этим воспитатель сообщает детям новые нормы и правила поведения, общения со сверстниками и взрослыми.

Воспитание навыков и привычек общения осуществляется повседневно, во всех процессах детской жизни. Каждый ребенок должен знать, какие игрушки и вещи принадлежат группе, где и как они хранятся, как к ним нужно относиться. Это организует жизнь детей, способствует укреплению контактов между ними, развитию умения общаться. Воспитатель должен использовать все стороны детской жизни в быту, которые могут быть полезны в воспитательных целях, гуманный характер отношения к детям, который включает в себя требовательность и справедливость.

Презентация «Развитие творческих способностей детей 2–3 лет посредством театральной деятельности» Важную роль в становлении личности ребенка и в развитии его творческих способностей играет общение с взрослым. Поэтому не нужно -3жалеть.

Проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего вида» Презентация дополняет проект «Театрализованная деятельность в ДОУ компенсирующего обучения» воспитателя Соколовой М. Н. Данное образовательное.

Готовое оформление для рефератов, папок-передвижек

Макет «Лес. Дикие животные»

Дерево «Времена года»

Лэпбук по экологии

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ! Воспитателю, педагогу, учителю — МААМ.ру:

Конкурсы и дипломы, учебные планы и программы, конспекты, игры.

«Свидетельство о портфолио» — сразу. Свой сайт — бесплатно.

Нажмите здесь и зарегистрируйтесь сейчас!

Учредитель, издатель, главный редактор: Фонов Д.В. Редактор, администратор: Вовченко Е.А.

Редакция: 400066, РФ, Волгоград, ул. Мира, д. 11, кв. 36.

ISSN 2587-9545 зарегистрирован в Национальном Агентстве ISSN Российской Федерации

Эл № ФС77-57008 свидетельство о регистрации СМИ | 6+

Источник: http://www.maam.ru/detskijsad/specifika-organizaci-obschenija-detei-v-doshkolnom-obrazovatelnym-uchrezhdeni.html

Ссылка на основную публикацию