Анализ программы дети сироты

Анализ деятельности по реализации районной межведомственной целевой программы «Дети – сироты» на годы»

Анализ деятельности по реализации

Во исполнение Закона Нижегородской области от 9 сентября 2005 года «Об утверждении областной межведомственной программы «Дети-сироты» разработана районная межведомственная целевая программа «Дети — сироты» на годы, которая утверждена постановлением администрации Володарского муниципального района от 01.01.2001 года № 000 «Об утверждении районной межведомственной целевой программы «Дети — сироты» на годы».

Работа по реализации данной программы строится в соответствии с действующим законодательством РФ.

Основной целью является развитие системы обеспечения социальных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Основными задачами Программы являются:

1. создание условий для успешной социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа;

2. создание условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей;

3. обеспечение и сохранение в соответствии с выделенным финансированием жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа к заселению;

4. создание условий для предупреждения социального сиротства.

Для решения поставленных задач мероприятия Программы сгруппированы по следующим направлениям:

1. совершенствование нормативно-правовой базы администрации Володарского муниципального района Нижегородской области по вопросам социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2. развитие и пропаганда семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

3. создание условий для социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа;

4. мероприятия по обеспечению жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

1. Нормативно-правовая база администрации Володарского муниципального района совершенствуется на протяжении всего отчетного периода. За отчетный период разработаны и утверждены административные регламенты по предоставлению муниципальной услуги Управления образования администрации Володарского муниципального района «Прием Документов органами опеки и попечительства от лиц, желающих установить опеку (попечительство) над несовершеннолетними гражданами», «Социальная поддержка и социальное обслуживание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Володарского района

Дополнительные соглашении к договорам о передаче некоторых полномочий органов опеки и попечительства администрации Володарского муниципального района Нижегородской области по работе школ замещающих родителей Володарского района.

Специалистами Управления образования подготовлено и издано 568 постановлений, в защиту имущественных и жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

2. Численность детского населения в возрасте от 0 до 18 лет на 01.01.2012 года в Володарском районе составляет 10769 челг. 9863 чел., в 2010 г. – 10009 чел.). На учете в администрации Володарского муниципального района состоит 325 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, (в 2011 г. – 306 чел., в 2010 г. – 283 чел.).

Приоритетными формами устройства детей-сирот являются семейные формы устройства: усыновление ( удочерение), опека, попечительство, приемная семья. В связи с этим из 325 чел. в семьях граждан воспитываются 226 человек:

— На опеке (попечительстве) находятся 74 чел..

Усыновленных детей посторонними гражданами на учете 31 чел., из них иностранными гражданами 14 детей, 17 детей Российскими гражданами.

На территории Володарского района расположены два ГКОУ для детей-сирот: ГКОУ Решетихинском детском доме 32 чел., в ГКОУ Золинской специальной (коррекционной ) школе — интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья – 67 человек. Данные учреждения являются государственными, организация и финансирование данных учреждений осуществляется за счет средств областного бюджета.

За отчетный период назначено и выплачено через УСЗН Володарского района все пособия причитающиеся на содержания детей-сирот воспитывающихся в семьях граждан : единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью в размере 12405,32 руб., выплаты ежемесячного пособия на опекаемых детей, на содержание приемных детей в размере от 0 до 3 лет 5552 руб., от 3- 6 лет 6108 руб., от 6 лет — 6940 руб., вознаграждение приемным родителям – в размере 6 795 руб.

За 2012 год выявлено и учтено – 30 детей ( в 2011 гребенка), устроено в семьи граждан – 26 детей ( в 2011 греб.) , в том числе:

— под опеку (попечительство) на безвозмездной основе – 1 чел.

— в приемные семьи – 23 реб.

— На усыновление – 2 реб.

— в ГОУ – 17, из них временно на 6 месяцев 6 чел., но двое уже возвращены родителям, в отношении 2 чел. продлено пребывание детей еще на 6 мес., в отношении 2 чел. мать лишена родительских прав.

С целью создания условий для развития семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специалистами по охране прав детей Управления образования проведена большая работа по организации работы школ подготовки замещающих родителей на территории Володарского района. В настоящее время созданы и работают 2 школы приемных родителей: на базе ГКОУ «Решетихинский дет. дом» — реализуют базовый, основной, оперативно-деятельный уровень подготовки и сопровождения граждан, изъявивших желание пройти подготовку, принявших на воспитание в свою семью ребенка сироту, на базе ГУ СЦНН "Чибис"- реализуют оперативно-деятельный уровень сопровождения граждан, изъявивших желание пройти подготовку, принявших на воспитание в свою семью ребенка сироту.

За время работы родительской школы «ДОРОГА К ДОМУ» на базе ГКОУ «Решетихинский детский дом» обучено 48 чел. Запись на обучение производится по направлению органа опеки и попечительства либо можно обратиться самостоятельно. Все граждане, прошедшие обучение в школе приемных родителей, приняли на воспитание в семьи приемных детей по различным формам устройства.

Проводится работа со средствами массовой информации по пропаганде семейных форм устройства детей-сирот.

Разработан и сделан стенд ВИДЫ Устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в семьи граждан, имеется банк фотографий детей-сирот, находящихся на воспитании в ГКОУ Володарского района. Размещена информация на сайте Управления образования о формах, видах устройства.

Созданы стенды в образовательных учреждениях района о видах устройства детей-сирот, через социальных педагогов ОУ распространены буклеты по семейным формам устройства.

С целью создания условий для успешной социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, для признания значимости труда приемных родителей, опекунов (попечителей), воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулярно проводятся общие собрания опекунов, попечителей, приемных родителей, праздничные мероприятия по чествованию лучших опекунов (попечителей), приемных, патронатных родителей по итогам года. В 2012 году на эти средства выделялись денежные средства в сумме 20000 руб.

В рамках программы была проведена большая работа по организации летнего отдыха и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Наше внимание, контроль направлен на детей, воспитывающихся в семьях граждан под безвозмездной опекой, в приемных семьях – это 181 чел. Из них в возрасте от 6 лет до 15 лет всего 103 человека, дошкольного возраста – 32 чел., выпускники и учащиеся старших классов, ВУЗов, ПУ – 46 чел.

За летний период июнь — июль 2012 г. отдохнули:

— в школьном оздор. лагере – 39/14 чел. = 53

Дворовые команды –7/9 чел.=16

— ЛТО, практика, отработка – 13/2 чел =15

— Загородные лагеря, санатории, профилактории –39/14 чел. =53

— индивидуально — трудоустраивались, и через ЦЗН Володарского района – 13/14= 27

— выезжали к родственникам в гости на отдых — (география посещений очень широкая: от деревни в другом районе Нижегородской области до Тюмени. Башкирии) – 10/ 18 чел. =28

Выезжали на отдых на море, в Крым Украина 6/4 чел

— сдавали экзамены — 24/16 чел.

— находились дома – 37/30 чел.

Из 103 человек было охвачено 216 чел, что составляет более 200 %.

В Золинской школе-интернате все ребята охвачены летней занятостью, а в Решетихинском дет. доме на июнь месяц было предоставлено 17 путевок в оздоровительные загородные лагеря и дополнительно на июль-август – 21 пут.

По-прежнему отмечается большой процент подопечных, находящихся дома. По-прежнему стоят задачи активизировать работу с опекунами ( попечителями), приемными родителями по привлечению подопечных детей на посещение лагерей, дворовых команд, прогулочных команд, и других разнообразных форм, которые уже хорошо развиты в нашем районе.

В целях профилактики социального сиротства, для проведения профилактической работы, сохранения биологической семьи в отчетный период проводилась работа по организации учета несовершеннолетних, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, группы риска с последующим занесением данных в картотеку по учету неблагополучных семей – 88/183/111( в 2011 г. — 98/201/127), семей матерей одиночек – 168/232/174 ( в 2011 г/234/194), многодетных семей 237/768/426 ( в 2011 г/705/419, малообеспеченных семей – 526/1056/737( в 2011 г/1035/782). Работа с указанной категорией граждан, семей строится в тесном контакте с органами полиции, социальной защиты, МКДН и ЗП, центром занятости населения, социальными педагогами образовательных учреждений Володарского района, с СРЦН «Чибис» Володарского района..

4. В защиту личных и имущественных прав детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за ними сохранены жилые помещения по месту регистрации несовершеннолетних на основании постановлений администрации Володарского муниципального района и руководствуясь ст.148-149 СК РФ, ст.71 ЖК РФ, Федеральным Законом , Законом Нижегородской области .

В случае отсутствия жилья дети-сироты включаются в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договорам социального найма – 82 чел. ( в 2011 г. -56 чел.)

С целью защиты жилищных прав детей в соответствии со ст. 91 ЖК РФ, администрация Володарского муниципального района в 2011 году выступала в качестве истца по выселению из жилых помещений родителей, лишенных родительских прав, без предоставления другого жилого помещения (2 судебных иска).

Заключили 1 договора поднайма на жилые помещения, сохраненные за несовершеннолетними.

Заключили 4 договора доверительного управления на жилые помещения, находящиеся в собственности несовершеннолетних детей-сирот.

В соответствии с действующим законодательством контроль за сохранностью и использования жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, возложен на орган местного самоуправления Володарского муниципального района.

В соответствии со ст. 5 Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Нижегородской области» органы местного самоуправления ведут учет таких жилых помещений и организуют проведение необходимых мероприятий по подготовке жилых помещений к заселению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа.

На ремонт жилых помещений, сохраненных за несовершеннолетними детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, по программе «Дети-сироты» ежегодно запланировано по 400000 рублей.

В 2012 году было запланировано выполнение ремонтных работ в 6 квартирах к заселению 6 лиц из числа детей-сирот, подготовлена расчетно-сметная документация для проведения данных работ. Хочется отметить администрацию г. Володарска в связи с качественной подготовкой к заселению квартиры сохраненной за сиротой по ул. Заводской г. Володарска. Денежные средства до настоящего времени не выделены из районного бюджета, так как в районном бюджете расходы на финансирование районной целевой программы «Дети-сироты» не предусмотрены из-за недостаточности бюджетных средств.

От Управления образования неоднократно направлялись ходатайства о выделении денежных средств на проведение ремонтных работ к заселению детей-сирот.

На основании распоряжения администрации Володарского муниципального района от 01.01.2001 года № 000р «О временном предоставлении жилого помещения» лицам из числа детей-сирот было предложено временное жилье до решения вопроса по ремонту их закрепленного жилья.

В июне 2011 года принято постановление Правительства Нижегородской области от 01.01.2001 г. № 000 «Об утверждении Положения о порядке расходования субвенций из областного бюджета бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на проведение ремонта жилых помещений, собственниками которых являются дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот, либо жилых помещений государственного жилищного фонда, право пользования которыми за ними сохранено». В Володарском районе к заселению в г. г.таких жилых помещений 8. Из областного бюджета на их ремонт поступило 314000 руб., данные средства осваиваются Управлением ЖКХ, природопользования администрации Володарского муниципального района.

В настоящее время готовится документация на включение в данную программу на 18 жилых помещений для заселения 25 лиц из числа детей-сирот. Из 18 помещений: 10 в собственности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 8 пом. в государственной собственности.

В 2012 году через Министерство социальной политики Нижегородской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа предоставлено 2 квартиры ( необходимо обеспечение 8 чел. ) для 2 лиц из числа детей-сирот, приобретенных на рынке вторичного жилья, по договорам социального найма.

Обзоры сервисов Pandia.ru

Выставки

Приказы | Отчеты | Обращения | Бизнес и финансы

Проекты по теме:

Домашний очаг

Справочная информация

Общество

Образование и наука

Бизнес и финансы

Досуг

Технологии

Инфраструктура

Товары

Мнение редакции может не совпадать с мнениями авторов.

Источник: http://pandia.ru/text/78/591/89963.php

Анализ программы дети сироты

Государственные программы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

В современном обществе социальная поддержка детей-сирот является основной задачей государства. И для этого разработано множество программ реализация, которых позволит сократить сиротство и поможет детям обрести свой дом.

Государственная программа «Помощь детям-сиротам в России» направлена на профилактику сиротства и оказание помощи детям-сиротам. Она предусматривает развитие деятельности общественных объединений и групп на местном уровне, способствующих улучшению положения детей-сирот и детей с ограниченными возможностями и изменению отношения общества к ним. Кроме того, Программа будет поддерживать инициативы, направленные на обмен информацией и укрепление взаимодействия между различными организациями и учреждениями, работающими с детьми.

Цель программы: Создания объединений по оказанию помощи и поддержанию нормальной жизнедеятельности детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей; Профилактические работы по сокращению сиротства; Развитие семейного воспитания; Оказание социально-психологической помощи детям.

Она направлена на следующие группы: дети от 0 до 4 лет, оставшиеся без попечения родителей, а также находящиеся в группе риска; Дети с ограниченными возможностями; Воспитанники детских домов в возрасте от 14 до 18 лет.

Программа предполагает поддержку программ по профилактике сиротства. Основные направление программы.

Программа «Помощь детям-сиротам в России» ориентирована на поддержку программ по профилактике сиротства и помощи детям-сиротам. Программа особо приветствует следующие направления деятельности:

Программы по развитию и созданию новых форм помощи детям-сирот: приемные семьи; патронатное воспитание; усыновление детей.

Программы в области профилактики сиротства: кризисные, реабилитационные центры для детей, а так же подростов, которые оказались в сложной жизненной ситуации; центры семейного консультирования; Центры для беременных; службы экстренной психологической помощи по телефону; приюты для реабилитации детей; центры по сохранению семьи и т.д.

Формы помощи и программы для детей с особыми нуждами в области профилактики сиротства: центры раннего вмешательства; программы по реабилитации и обучению детей с особыми нуждами; программы по защите прав детей с ограниченными возможностями.

Программы для детей, находящихся в государственных учреждениях для сирот: программы помощи выпускникам детских домов; программы помощи выпускникам детских домов и интернатов, находящимся в заключении; программы медико-психолого-педагогической реабилитации детей с особыми нуждами, проживающих в государственных учреждениях; внедрение новых методов работы; программы, направленные на создание системы поддержки персонала государственных/негосударственных детских учреждений.

Программа «Помощь детям-сиротам в России» включает в себя: 1.Программу грантов (безвозмездных субсидий), предусматривающую финансовую поддержку проектов, представленных некоммерческими, негосударственными организациями; 2. Программу по обучению (тренинги, семинары и консультации).3. Мероприятия по оценке результативности и эффективности выполнения поставленных программой целей и задач. http://www.uic.unn.ru/new_grant/deti.htm

Программа «Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Нацелена на социальную адаптацию и реабилитацию, оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С 1999 года по 2010 год под опекой Фонда Дети России находился Верхнепышминский детский дом. Фонд ежегодно направлял около 2-х миллионов рублей на ежемесячную доплату педагогам, услуги бассейна и авто услуги (школьный автобус). Ежегодно фонд являлся координатором использования средств одного из предприятий компании, выделяемых на ремонт и реконструкцию здания детского дома, организацию досуга и летнего отдыха воспитанников.

С 2005 г. начал работу представитель Фонда в городе Владикавказ (Северная Осетия). 19 детей, ставшие сиротами в результате Бесланской трагедии, ежемесячно получают денежное пособие до достижения совершеннолетия.

Ежегодно Фонд оказывает помощь Центрам социальной реабилитации, детским домам, больницам и домам ребенка.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ развития детей средней группы

Программа «От сердца к сердцу». Направленна на проведение благотворительных акций и мероприятий. Все мероприятия, реализуемые в рамках этой программы, проводятся, чтобы в жизни каждого ребенка стало больше радости, ощущения тепла и заботы.

В рамках новогодней акции «Рождественская открытка» более 700-от детей от 4-х до 14-ти лет из 11 регионов России в качестве призов посещают лучшие новогодние представления в своих регионах и получают сладкие подарки (в том числе дети-сироты и дети-инвалиды).

Социальные работники проводит акции по сбору вещей, книг и средств для воспитанников детских домов, домов ребенка, детских исправительных учреждений. Они оказывает адресную помощь детям-инвалидам: оплату лечения или реабилитации по письмам и обращениям, а также финансирует спортивные и культурные мероприятия для детей-инвалидов, призванные адаптировать больных детей в социуме, повысить их самооценку и привлечь к занятиям спортом. http://www.russiankids.ru/ru/about/programm

Также государство оказывает помощь студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В период обучения по очной форме могут рассчитывать на материальное обеспечение. Таким студентам предоставляется бесплатное питание, одежда, жильё, медицинское обслуживание, а так же бесплатный проезд, социальная стипендия, предоставление путевок в санатории и лагеря. На питание выделяется на одного студента в день 260 рублей; на одежду за год 44590 рублей; на проезд в месяц 720 рублей; социальная стипендия в месяц 2613 рублей. Эти данные вступили в силу с 1.02.2014.

Программа «Социальная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях опекунов (попечителей), приемных родителей на 2012-2014 годы».

Цель программы: улучшить материальное положение детей-сирот; социальная поддержка; создание условий для нормального развития; решение проблем детей-сирот.

Задачи программы: Установление социальных гарантий для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа; создание системы психологической поддержки; организация ежемесячной выплаты денежных средств на содержание детей-сирот.

Сроки реализации программы: 2014-2014 год.

Общий объём финансирования — 9 730,0 тысяч рублей; 2012 год — 3 074,0 тысяч рублей; 2013 год — 3 253,0 тысяч рублей; 2014 год -3 403,0 тысяч рублей.

Ожидаемые конечные результаты программы: Обеспечить социальную поддержку и улучшить положения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации; улучшить материальное положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; развитие различные формы устройства в семью детей-сирот; создание условия для передачи детей-сирот в семьи граждан (приемные, патронатные семьи и т.д.).

Вывод: Таким образом государство играет очень большую роль в судьбе воспитанников детских домов. Оно поддерживает их с помощью реализации программ по улучшению жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Источник: http://studbooks.net/687728/sotsiologiya/gosudarstvennye_programmy_podderzhki_detey_sirot_detey_ostavshihsya_popecheniya_roditeley

Проект социальной программы поддержки детей-сирот

Социальный портрет бездомного в Российской Федерации. Проблема безработицы в Самаре. Модель социального патроната временного надзора за маленьким ребенком. Технологии профессионального воздействия в социальной работе со случаями семейного насилия.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Проект социальной программы поддержки детей-сирот

бездомный социальный патронаж насилие

Первый этап работы с детьми-сиротами состоит из двух циклов занятий (тренингов).

Первый цикл состоит из общеразвивающих занятий, моделирующих для детей-сирот среду их эмоционального принятия, ускоряющих и интенсифицирующих развитие основных сфер личности — психологический тренинг общения, сплочения, эмоциональной сензитивности, нравственности и предупреждения агрессивного поведения и насилия в коллективе детей.

Второй цикл состоит из занятий, обучающих преодолению кризисных и трудных жизненных ситуаций — психологический тренинг «терапия кризисных ситуаций».

Занятия с детьми-сиротами по дополнительной психолого-педагогической поддержке проводятся после занятий в школе, длятся до 1,5-2-х часов с детьми младшего и среднего школьного возраста и до 2-3-х часов с детьми старшего школьного возраста, почти непрерывно в течение недели, включая выходные.

Для обеспечения преемственности между ведущими занятия и воспитателями детского дома в технологиях воздействия на детей-сирот воспитатели проходили такие же циклы занятий (тренинги) — на 1-2 недели раньше детей-сирот; таким образом, они оказывались заранее подготовленными к применению развивающих технологий.

В качестве технологической основы общеразвивающего психологического тренинга была избрана методика группового социально-психологического тренинга общения и эмоциональной сензитивности, как наиболее адаптированного к задачам обеспечения развития детей и подростков в группах (А.Г. Лидерс, 2001; К. Рудестам,1999; В.Ю.Большаков, 1996; С.И. Макшанов, 1997; Р. Смид, 1998; К. Фоппель, 1998; Н.Ю. Хрящева, С.Н. Макшанов, Е.В. Сидоренко, 1999; В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашина, 2001; А.Л. Нелидов с соавт., 2003).

Социально-психологический тренинг основан на методах активного социально-психологического обучения. К ним относятся технологии, имеющие цель ускорить приобретение жизненного опыта, интенсифицировать и корригировать механизмы личности учащегося для обеспечения ему успешной адаптации в различных жизненных ситуациях, самореализации и социализации личности, а также — предупредить возможные нарушения этих процессов в кризисном подростковом и юношеском возрасте.

Само качество активности этим методам придают следующие их особенности:

· Деятельностный принцип: любое упражнение строится как саморазвивающаяся деятельность со своими мотивами, ответственностью, альтернативностью вариантов, планированием (опосредованностью), принятием решений, оценками результатов и др.

· Социальная значимость методов: их направленность на формирование именно тех психологических новообразований личности/семьи, которые должны формироваться на данном этапе их онтогенеза.

· Моделирование каждым из методов/упражнений реальных социальных ситуаций, наиболее типичных для данного возраста, в том числе и заведомо кризисных с элементами социальной конкуренции и соперничества, с требованием их нравственного решения.

· Включенность каждого метода/упражнения в мотивационную систему личности с развитием в результате каждого метода/упражнения нравственности и ведущих смыслообразующих мотивов личности.

В наиболее простой классификации методов интенсивного социально-психологического обучения их можно расположить условно в порядке нарастания сложности организации и глубины воздействия на личность. Различные варианты групповых дискуссий. «Мозговой штурм». Социально-психологическое анкетирование с последующей дискуссией по его результатам (данная технология применялась в программах «Педагогика здоровья» и «Развитие установок на создание собственной семьи»). Различные типы игр (ситуационные, сюжетные, ролевые). Ситуационно-ролевой тренинг поведения. Методы воспитания, основанные на потребности личности в творческом самовыражении. Методы изучения и мобилизации ресурсов развития личности. Драматические театральные методы. Психодраматические и гештальт-терапевтические методы.

В предлагаемой программе применяется принцип чередования указанных методов циклами из трёх-четырёх упражнений подряд — так, чтобы в каждом цикле были представлены все методы активного воспитания каждой степени сложности (от дискуссионных до драматических). После каждого упражнения проводится психофизиологическая разрядка — игровое занятие с целью повысить тонус, снять напряжение, восстановить активное внимание.

В предлагаемой программе все упражнение социально-психологического тренинга модифицируются и дополняются по определённым направлениям — с той целью, чтобы с их помощью можно было решать задачи развития личности именно детей-сирот; укажем основные из этих направлений.

Первые занятия во всех возрастных группах строятся таким образом, чтобы в них преобладали относительно простые психофизиологические игровые упражнения на мобилизацию внимания, эмоциональное оживление и создание психологически приятной атмосферы игрового сплочения (образцы подобных упражнений приведены в следующем разделе). В занятиях с детьми младшего школьного возраста на протяжении всех циклов занятий обеспечивается некоторое преобладание таких упражнений над упражнениями остальных типов.

По ходу каждого упражнения ведущий неоднократно организует позитивные взаимные обращения детей друг к другу (типа, «что ты скажешь тому, кто помогает тебе сейчас в занятии?»); также и в конце же занятия организуются итоговые позитивные взаимные обращения.

В конце каждого упражнения ведущий стимулирует самоанализ детей-сирот, направленный на развитие способности к психологическому наблюдению за другими детьми и к интроспекции; для этого даются задания, типа «кто тебе больше всего понравился в этом упражнении?», «кто тебе в упражнении был более всего интересен и чем?», «чем ты сам себе понравился в упражнении?» или «что тебе самому в себе понравилось?», «сравни себя до упражнения (до начала сегодняшних занятий) и после него (них) — чем ты другой, что нового возникло в тебе?».

Поддерживаются малейшие признаки возникновения у детей нравственных чувств, переживания новых смыслов; это делалось во всех занятиях, не считая тех, где специально моделировались ситуации решения детьми-сиротами задач на нравственный смысл.

Непрерывно применяются взаимные обращения, стимулирующие сплочение детей-сирот на основании совместной работы в упражнениях, типа «с кем тебе было интересно и с кем ты теперь будешь больше дружить?», «для тебя важно было, что с тобой взаимодействовал (далее — имя ребенка); что ты ему об этом скажешь?».

С середины обще-развивающего тренинга стимулируется переход игр и упражнений, применяемых в занятиях, в деятельность после занятий. Для этого детям младшего и среднего школьного возраста предлагатся «пофантазировать» на тему о том, «как проведенное упражнение можно использовать в жизни, с кем это можно сделать, чем оно может помочь в жизни?». Детям старшего возраста, кроме того, даются психологические «домашние задания» (на общение, взаимную помощь в трудных ситуациях, способность договариваться в случае спора или ссоры, творчество), вытекающие из опыта проделанных на занятиях упражнений.

Основными упражнениями в тренинге, стимулирующими деятельность у детей всех возрастных групп, являются задания, включавшие последовательно сначала воспоминания и подробные описания детьми-сиротами их наиболее успешных деятельностей, составлявших ресурсы развития их личности, а затем анализ возможности их продолжение в настоящем времени.

1. Социальный портрет бездомного в РФ

Первая «генерация» бездомных появилась в России в 1992—1996 годах. Это были приезжие из бывших союзных республик, бежавшие из горячих точек на территории бывшего СССР. В тот период в нашу страну мигрировали 2,9 млн. человек из государств Содружества, многие из них так и не смогли найти работу и жилье. В середине 90-х поток мигрантов в Россию сократился, но армия бездомных начала пополняться за счет «внутренних резервов».

Прежде всего, это вышедшие на свободу заключенные. Согласно еще советским законам человек, попав за решетку, терял не только свободу, но и жилье: отсидка автоматически сопровождалось выпиской с постоянного места жительства. В результате многие из тех, кто сел еще до распада СССР, а вышел уже после, оказались без жилья.

Следующая волна бездомных появилась после начала приватизации жилья, из-за непроработанности законодательства открывшей широкие возможности для разного рода мошенников.

Кроме того, на улице оказались тысячи людей, которые так и не смогли вписаться в новые социально-экономические отношения, укоренившиеся в постсоветском обществе. Поэтому не случайно, что средний возраст российского бомжа составляет 45—50 лет.

Существенно пополнил ряды бездомных и финансовый кризис 1998 года. В результате дефолта множество сотрудников обанкротившихся предприятий, проживавших в общежитиях или ведомственных домах, потеряли не только работу, но и жилье.

Лидером по числу бомжей является Москва, где только по официальным данным МВД насчитывается около 60 тыс. бездомных. На втором месте — Санкт-Петербург, на улицах которого обитают более 54 тыс. человек. Реальное число бездомных в обеих российских столицах в 5—6 раз превышает официальные показатели.

В отличие от западных стран, в России «бомжевание» — явление сравнительно молодое, ему немногим более 10 лет. Поэтому наши бездомные — не чета иностранным.

В западных странах большинство бездомных являются практически неграмотными, а у нас более 70% бомжей имеют среднее и около 10% — высшее образование.

Кроме того, западно-европейский бомж живет главным образом за счет подаяний, а российские бездомные — за счет случайных заработков. Четыре года назад у нас в стране, согласно данным опросов, проведенных международной организацией «Врачи без границ», не брезговали работой около 40% бездомных, к сегодняшнему дню доля временно работающих бомжей увеличилась до 60%.

Численность бездомных в России (млн. человек)*

* По данным Федерации европейских ассоциаций (FEANTSA).

Социальный портрет российского бездомного*

Почему становятся бездомными

Источники средств существования

* По данным Федерации европейских ассоциаций (FEANTSA).

* По данным Международной гуманитарной организации «Врачи без границ» за 2001 год.

2. Анкета «Отношение в обществе к бывшим осужденным»

В исследовании приняли участие 10 студентов 1 курса.

Половина опрошенных — 5 человек — нейтрально относятся к бывшим осужденным. Четыре человека — отрицательно. Один — положительно.

2. Кто виноват в том, что человек совершает преступление?

б ближайшее окружение

Шесть человек считают, что виновник — сам человек. Четыре человека винят государство.

3. Может ли бывший осужденный начать новую жизнь?

а нет, он таким и останется

Два человека сомневаются. Шесть человек считают, что человек не изменится. Два человека уверены, что бывший осужденный может жить как и все остальные.

4. Как вы отнесетесь, если узнаете, что один из ваших хороих знакомых — бывший осужденный?

а перестану общаться

б подумаю, стоит ли с ним общаться

в для меня это ничего не значит

Только один человек отметил, что это ничего не изменит. Семь человек подумают, стоит ли продолжать общение с таким человеком.

5. Вы бы построили семью с бывшим осужденным?

б все зависит от обстоятельств

в главное, чтобы человек был хороший

Половина опрошенных считают, что все зависит от обстаятельств. Другая половина — «ни за что».

3. Проблема безработицы в Самаре

С января 2011 года в службу занятости населения Самарской области с целью поиска работы обратилось 56481 человек, 35900 человек были трудоустроены.

Уровень регистрируемой безработицы в Самарской области продолжает снижаться. За минувшую неделю численность безработных в целом по области уменьшилась на 581 человека (2,0%): в городах — на 445 человек (2,3%), в районах — на 136 человек (1,4%).

По состоянию на 13.07.2011 численность зарегистрированных в региональной службе занятости безработных граждан составила 28750 человек, уровень безработицы — 1,65%.

В городском округе Тольятти на 13.07.2011 зарегистрированы 7808 безработных граждан, уровень безработицы — 1,7%, в городском округе Самара — 5523 человека, уровень безработицы — 0,8%. За последнюю неделю численность безработных в Тольятти уменьшилась на 138 человек (на 1,7%), в Самаре — на 120 человек (на 2,1%).

В структуре безработных граждан увеличивается доля уволенных по собственному желанию (55,6 %), при этом доля высвобожденных в связи с ликвидацией организации, по сокращению численности или штата работников уменьшается — 18,2% (на начало 2011 года 53,1% и 18,5 % соответственно). Среди безработных преобладают женщины — 58,7%.

На сегодняшний день центры занятости населения Самарской области располагают информацией о наличии свыше 29 тыс. вакансий, т. е. количество вакансий превышает численность безработных граждан.

Остается добавить, что хочется верить, что и скрытая безработица тоже уменьшается.

4. Модель социального патроната временного надзора за маленьким ребенком

4.1 Краткое описание проблемы, на решение которой направлен проект

На многих общественных обсуждениях московские мамы, особенно многодетные и одинокие, настоятельно подчеркивали свою потребность в социальной поддержке города в области облегчения временного присмотра за детьми, которых не с кем оставить при современной организации жизни.

Мама, у которой ребенок не в саду: либо нет места, либо он (они) еще мал для сада, не может выйти на время за покупками, справками, в медицинское учреждение, не говоря уж об участии в неких общественных мероприятиях и т.п. Если дети остаются одни дома, это, безусловно, проблемно. Эту проблему сейчас соцзащита хочет решить открытием детских отделений в Центрах социальной защиты. Но отводить туда детей, как правило, далеко и сложно.

Наш проект предлагает пойти по пути организации городской службы нянь по типу обслуживания пожилых. Временными нянями могут быть как работники соцзащиты, так и студенты педвузов, которые смогут таким способом проходить учебную практику с некоторым денежным поощрением, нянями также могут работать и безработные или занятые только дома женщины. Для них, если они зарегистрированы в службе занятости, это можно считать общественными работами.

Услуга будет доступной, полуплатной, часть затрат возмещает городской бюджет, часть платят сами семьи, в зависимости от доходов. Но она будет на порядок дешевле, чем коммерческая услуга, хотя и коммерческие бюро по найму смогут принимать участие в системе, если у них будет определенная заинтересованность. Например, как у поощряемого малого бизнеса на основе городского социального заказа. Такую возможность подтвердили переговоры с рядом предпринимательниц.

Целевая группа (адресаты проекта)

· Женщины (работающие и неработающие, многодетные и одинокие) с маленькими детьми, нуждающиеся в социальной помощи в форме временного присмотра за ребенком, не посещающим детское дошкольное учреждение по объективным причинам (возраст, здоровье, отсутствие места в детском учреждении, мама-безработная, в отпуске по уходу и пр.).

· Студенты РГСУ и педагогических вузов, проходящие практику.

· Безработные выпускники вузов, занятые на общественных работах.

· Безработные женщины, зарегистрированные в службе занятости как ищущие работу или занятые на общественных работах.

· Самозанятые женщины с детьми с надомной работой и необходимостью внешних контактов с работодателем.

Цель, которую планируется достичь в рамках выполнения проекта

Реализация проекта будет содействовать решению комплекса городских проблем, в том числе а) для семьи — это возможность получить некоммерческую, доступную, безопасную услугу по временному присмотру за детьми с обеспечением их безопасности, снизить родительские перегрузки, улучшить качество жизни матерей; б) для сферы образования — повышение практических знаний у студентов, что есть появление эффективной практической составляющей обучения; в) для экономики — это создание дополнительных рабочих мест, снижение безработицы как у тех, кто выполняет обязанности няни, так и у самозанятых женщин при надомной работе, повышение доходов, поощрение малого бизнеса и некоммерческих организаций за счет городского заказа на услуги; г) для города — снижение потребности в детских учреждениях, уменьшение очереди (сейчас 30 тыс. детей); д) для самоуправления и общественности — расширение сферы их деятельности.

Конкретные задачи, которые необходимо решить для достижения указанной выше цели

· Изучить потребность семей с детьми в услуге

· Разработать законодательные, организационные, экономические основы патроната, определить правила предоставления услуги, цену, долю платы родителей и поддержку бюджета.

· Определить численность и состав временных социальных нянь.

· Создать и обсудить формы сотрудничества с возможными участниками (руководство педагогических вузов -на предмет педагогической практики студентов, переговоры со службой занятости об общественных работах, с центрами социального обслуживания и организациями социальной защиты, оказывающими помощь на дому, с коммерческими фирмами по найму персонала).

· Провести выборочный опрос как семей-кандидатов на услуги патроната, так и будущих социальных нянь в целях выявления их заинтересованности в подобной работе.

· Осуществить расчеты и обоснования экономической части проекта (цена услуги, условия оплаты населением, доля поддержки городского бюджета).

4.2 Сравнительный анализ форм жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Усыновление (удочерение) ребенка — это государственный акт, в связи с которым между усыновленными и их потомством, а также усыновителями и их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между родителями и детьми. Усыновленные дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к своим биологическим родителям (родственникам). Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть совершеннолетние дееспособные лица обоего пола, кроме лиц, которые, согласно ст. 127 СК, не имеют права на усыновление (лишены родительских прав, отстранены от обязанностей опекуна по состоянию здоровья и т.д.). Разница в возрасте между усыновителем и усыновленным должна быть не менее 16 лет, однако по причинам признанным судом уважительными, она может быть сокращена. Для усыновления ребенка, достигшего возраста 10 лет, требуется его согласие, за исключением случаев, специально оговоренных законом. Процедурные вопросы усыновления подробно регламентированы в «Положении о порядке передачи детей», утвержденным Постановлением Правительства РФ 15.09.95 г. № 917. Закон гарантирует тайну усыновления ребенка. Разглашение тайны усыновления — уголовное преступление (ст. 155 УК РФ). Уголовным преступлением также является незаконное усыновление (ст. 154 УК РФ).

В целях оказания содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан РФ и создания условий для реализации права граждан, желающих принять этих детей на воспитание в свои семьи, был принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»ы.

Приступая к работе по усыновлению, социальный работник должен получить полную информацию по следующим вопросам: готов ли ребенок психологически и социально к усыновлению; усыновляется ли он законным путем; дали ли кровные родители (когда это необходимо и когда это возможно) и сам ребенок согласие на усыновление сознательно и без нажима с чьей-нибудь стороны; если стоит вопрос о международном усыновлении, то дала ли принимающая страна разрешение на въезд ребенка; существует ли система наблюдения за усыновлением, которая позволяет поддержать ребенка и приемную семью.

Необходимо уделить внимание и подготовке усыновителей, т.е. тщательно изучить психологическое, социальное, физическое и экономическое состояние, а также культурный уровень желающих усыновить ребенка и их ближайшего окружения; следует определенно знать, отвечает ли план усыновления их желаниям и способствует ли их супружеское и семейное положение такому начинанию; помогать усыновителям сосредоточиться преимущественно на нуждах ребенка, нежели на своих собственных. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что передача осиротевшего ребенка в новую семью предполагает адаптационный период, длительность которого зависит от индивидуальных свойств ребенка и его усыновителей (возраст, состояние здоровья, характерологические особенности); от подготовленности ребенка к изменениям в жизни, а родителей к особенностям детей (особенно тогда, когда усыновляют бездетные граждане). Важную роль играют семейный уклад, взаимоотношения, экономические возможности. И, наконец, необходимо заранее продумать решение судьбы ребенка в случае возможного неудачного усыновления.

История усыновления

Усыновление как «искусственное сыновство», как прием «стороннего» в состав семьи совершалось в ДревнейРуси еще во времена язычества. В пору, когда на смену язычеству пришло христианство, усыновление осуществлялось церковью посредством особого акта, исходящего от церковной власти. Оно освящалось особым церковным обрядом «сынотворенья». Для того чтобы усыновление имело силу, оно подлежало утверждению епархиальным архиереем при соблюдении определенного церковного обряда. Такими были требования, предъявлявшиеся к усыновлению нормами византийского права, под влиянием которых тогда находилась Русь. Что же касается русского обычного права, то оно предусматривало разные процедуры усыновления, сохранявшиеся долгое время. В их числе:

обряд фиктивного рождения. Для большей достоверности в некоторых местностях на мнимую роженицу надевали рубашку, испачканную кровью. Имитировать роды мог и мужчина. Считалось, что обряд, имитирующий роды ребенка мужчиной, сопровождал усыновление им ребенка; женитьба на вдове брата; фактический прием усыновляемого в дом; особый договорный акт между усыновителем и усыновляемым.

Следовательно, усыновление было известно еще тогда, когда существовала древняя семья с патриархальным отцом семейства во главе, в которую одинаково входили и дети, и рабы, и принятые в семью (примаки) из чужой семьи. Но если ранее усыновление вызывалось потребностью сохранить численность, прочность общины, то со временем все отчетливей становится другая цель усыновления — иметь наследника, который поминал бы души бездетных супругов. Это был своеобразный отголосок древности, поскольку в пору христианства заботу о душе усопшего можно было поручить церкви, а в языческие времена принесение ему жертв составляло исключительную обязанность его детей. Вместе с тем при усыновлении учитывались интересы не только усыновителя, но и усыновляемых, особенно тех, кто утратил собственную семью.

Долгое время правила, касающиеся усыновления, не подвергались существенным изменениям и по-прежнему отличались большим разнообразием. Но по мере укрепления частнособственнических начал в семейных отношениях все большее значение стало приобретать предписание: нельзя усыновлять своих незаконных детей. Тем самым создавались преграды на пути возможного посягательства на собственность усыновителя со стороны его незаконных детей.

В период реформ Петра I усыновлению как таковому специально внимания не уделялось. То же было характерно для эпохи царствования Екатерины II, которая много занималась укреплением правовых основ Российского государства, правовым регулированием различного рода отношений, в том числе семейных и особенно связанных с защитой прав детей. Но спецальных законов, посвященных усыновлению как таковому, тогда не было. Лишь в порядке исключения она разрешила двум братьям графам Остерманам усыновить старшего внука их сестры. Подобного рода разрешение послужило в дальнейшем основанием для других усыновлений с согласия самой императрицы в каждом конкретном случае.

Законодательство, посвященное усыновлению, стало развиваться в основном в начале 19в. 11 октября 1803 г. появился Указ, позволяющий бездетным дворянам усыновлять ближайших законнорожденных родственников «через передачу им при жизни фамилии и герба». Несколько позже появляется целая серия указов, специально предназначенных для усыновления. Все они обращали внимание на необходимость неукоснительного соблюдения принципа сословности при усыновлении дворянами, купцами, нижними воинскими чинами и т.д. Усыновление лицами, принадлежащими к дворянскому сословию, в то же время получило значение генеалогического. Но существовало оно не только для поддержания угасающей фамилии, но и с целью приобретения ребенком новой семьи.

С середины 19в. стали появляться правила, оказавшие влияние на усыновление, и в их числе те, что позволяли усыновлять не только сирот. Однако, если родители ребенка были живы, требовалось их согласие на усыновление. Заметной вехой в законодательстве, посвященном усыновлению, стал Закон от 12 марта 1891 г. «О детях усыновленных и узаконенных» . Этот закон разрешал не только узаконить, но и усыновлять незаконнорожденных детей. Причем распространялось такое разрешение на всех детей безотносительно к их сословной принадлежности и вероисповеданию. Усыновителями тоже могли быть все лица, за исключением обреченных по своему сану на безбрачие. Но вводились и некоторые ограничения. Так, усыновлять было разрешено лишь тем, кто не имел собственных законных или узаконенных детей. Исключение составляли мещане и сельские обыватели. Не могли быть усыновителями также лица моложе тридцати лет. В результате усыновления усыновленный считался вступившим с усыновителем в ближайшую родственную связь. Он приобретал все права, принимал на себя все обязанности, относящиеся к законным детям. В это время усыновление понималось уже более широко — не только как средство решения имущественных проблем, но и как акт, имеющий моральное значение. В любом случае оно тесно связывалось с мотивацией поведения усыновителя, а потому усыновление делилось на несколько категорий. В первую входило усыновление по обещанию, которое считалось самым ценным, поскольку обещавший усыновить обычно делал все, чтобы усыновленному ребенку было у него хорошо. Во вторую категорию входило усыновление ребенка привязавшейся к нему кормилицей. И наконец, в третью, менее желательную — усыновление за награду. Считалось, что ценность такого акта невелика.

Свод Законов Гражданских, впитавший многовековой опыт правовой культуры прошлого, по-прежнему всячески охранял принцип сословности. Это обстоятельство отражалось в конкретных правовых предписаниях. Так, усыновление дворянами осуществлял окружной суд, мещанин и сельский обыватель усыновляли ребенка благодаря его приписке к своей семье и т.д. Но кроме разрешения на усыновление существовали определенные запреты, которые чаще всего связывались с необходимостью соблюдения церковных предписаний. Например, запрещалось усыновление лиц христианского вероисповедания нехристианами и, наоборот. Вместе с тем предпринимались всяческие меры к тому, чтобы не нарушить интересы законных наследников. Поэтому Свод Законов Гражданских не допускал усыновления чужих детей, если у усыновляющего были собственные законные или узаконенные дети. Сохранялись и существовавшие прежде правила по поводу разницы в возрасте усыновителя и усыновляемого, согласия родителей, опекунов ребенка на его усыновление и др.

Кроме общих правовых предписаний, предназначенных для усыновления, существовали специальные правила, предусматривающие усыновление отдельных категорий детей. Так, по Правилам об усыновлении питомцев Санкт-Петербургского и Московского воспитательных домов в возрасте до семи лет на их усыновление требовалось кроме согласия матери разрешение начальства воспитательного дома. Усыновление воспитанника старше семи лет допускалось без согласия его матери. Другой пример: ребенка, принесенного в воспитательный дом с метрикой о рождении, можно было усыновить только после достижения им трех лет, а при отсутствии такой метрики — по истечении шести недель со дня отдачи в воспитательный дом. Что касается процедуры усыновления, существовавшей в России в конце 19 в., то простотой она не отличалась. Определялась она Уставом гражданского судопроизводства в зависимости от сословия усыновителя. Для дворян эта процедура была особенно сложной и состояла из нескольких этапов: составления акта об усыновлении у нотариуса; представления этого акта на разрешение окружного суда по месту жительства усыновителя; утверждения этого акта судебной палатой. При рассмотрении ходатайства об усыновлении окружным судом опекунское учреждение должно было представить «удостоверение» , подтверждающее, что усыновление не обратится во вред усыновляемому.

В результате состоявшегося усыновления возникали отношения, которые были только приближены к отношениям кровнородственным, но полностью с ними не совпадали. Существовали довольно многочисленные ограничения на этот счет, которые касались разных сфер отношений. Например, усыновитель мог передать свою фамилию усыновленному только при условии, что он не пользуется большими правами состояния. Передача усыновленному фамилии потомственного дворянина допускалась только по Высочайшему соизволению. Усыновленный не приобретал после смерти усыновителя права на его пенсию и т.п. Становясь наследником в «благоприобретенном» имуществе усыновителя, усыновленный вместе с тем не приобретал равного права наследования на имение усыновителя, не имеющего родных сыновей, а имеющего лишь дочерей. Вместе с тем по законам Российской Империи усыновленный сохранял право наследования по закону после своих родителей и их родственников.

Таким образом, для конца 19 и начала 20 в. характерно использование усыновления прежде всего для охраны имущественных интересов усыновителя-наследодателя. Одновременно благодаря усыновлению осуществлялась защита прав ребенка путем его устройства в семью усыновителя. Особое значение это имело для осиротевших детей. В сельской же местности усыновление давало возможность усыновителю приобрести дополнительные рабочие руки в домашнем сельском хозяйстве. И, что не менее важно, с помощью усыновления хозяйскому сыну можно было избежать воинской службы, так как усыновленный мог его заменить в случае призыва. Поэтому существовал специальный закон, где говорилось, что для исполнения воинской повинности имеет значение усыновление детей не старше пяти лет. Немаловажным для усыновителя соображением было его желание иметь в преклонном возрасте помощника и кормильца. Но опять-таки далеко не всегда усыновитель руководствовался соображениями материального, делового характера. Не было редкостью и усыновление как способ удовлетворения естественных чувств любви и привязанности, не находящих применения за отсутствием собственных детей.

Первый семейный кодекс России послеоктябрьского периода не предусматривал усыновления вовсе. Главной причиной невозможности правового регулирования отношений по усыновлению было стремление устранить всякую попытку эксплуатации труда малолетних детей. К тому же отпала проблема передачи имущества от усыновителя-наследодателя к усыновленному, поскольку перестал существовать институт наследования. Однако потребность в усыновлении не исчезла. Она объяснялась, во-первых, соображениями экономическими, главным образом потребностью крестьян иметь в семье еще одного работника, и во-вторых, ростом числа бездомных детей, потерявших свою семью, родителей из-за социально-экономических потрясений, затронувших все сферы жизни и все слои населения, особенно детского.

Выходом из положения в первом случае стало предусмотренное Земельным кодексом примачество. Но в отличие от усыновления основу примачества составлял договор между совершеннолетним примаком и крестьянским двором с целью «сугубо трудовой». Что же касается устройства массы осиротевших детей, кочующих по всей России в поисках крова и пищи, то эту ситуацию пытались разрешить с помощью различных детских учреждений. Тем не менее осиротевших детей под разными предлогами продолжали брать в семью, используя главным образом правила, касающиеся опеки (попечительства). Но сохранение при этом правовой связи ребенка с его родителями не всех устраивало. Вот почему на практике за лицами, принявшими несовершеннолетнего на воспитание, признавалось право присваивать своему подопечному фамилию опекуна.

Таким образом, необходимость возрождения института усыновления становилась все более очевидной. Вот почему незадолго до принятия нового, второго по счету семейного кодекса появился Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926 г. «Об изменении Кодекса законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве», которым вводилась новая глава, посвященная специально усыновлению.

Кодекс законов о браке, семье и опеке 1927 г. уделял усыновлению сравнительно мало внимания. Его предписания в этой части либо имели общий, традиционный характер, либо содержали особенности, продиктованные новыми требованиями времени. По сути дела существовавший веками в России принцип сословности был сохранен и продолжал жить, но только в ином облике. Так, ни при каких обстоятельствах не допускалось усыновление ребенка лицами, не имеющими права быть опекунами. А это были лица, лишенные избирательных прав, причисляемые к «враждебным классам». Считалось, что нельзя допустить, чтобы воспитанием усыновленных занимались « враждебные элементы», которых выгоняли, выселяли, раскулачивали как классовых врагов. К тому же считалось, что кулак не может дать своему усыновленному ребенку надлежащее школьное воспитание, поскольку дети кулака принимались в школу при вакантных местах и в последнюю очередь. Подвергался сомнению и вопрос о том, может ли какой-нибудь нэпман обеспечить усыновленному им ребенку нормальное общественное, трудовое воспитание.

По кодексу 1927 г. правовым основанием усыновления было постановление (решение) органа опеки и попечительства, после вынесения которого усыновление регистрировалось в органах записи актов гражданского состояния. Отменить усыновление можно было двояким путем: с помощью либо органов опеки и попечительства, когда об этом просили родители, без согласия которых состоялось усыновление, либо суда.

Правовые предписания того времени относительно усыновления были предельно лаконичными, что порождало множество проблем в правоприменительной практике. И по мере накопления опыта становилось ясно, что существующих правовых норм для последовательной защиты усыновленного ребенка явно недостаточно. К числу наиболее острых относился вопрос о возможности усыновления без согласия родителей. Путь к защите прав ребенка в таких случаях был открыт еще в 1934 г. циркуляром Наркомпроса РСФСР, разрешавшим усыновление без согласия родителей, если более года было неизвестно их местопребывание, а также когда они жили отдельно и не участвовали в воспитании и содержании несовершеннолетнего.

Усыновление детей в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. позволило облегчить судьбу тех, кто потерял родителей, и стало своеобразным символом проявления истинного патриотизма и гуманности. Усыновление детей, находящихся в эвакуации, потерявших свою семью и родителей, приняло массовый характер безотносительно к национальной принадлежности усыновителя и усыновляемого. С целью усовершенствования действовавшего законодательства по усыновлению в 1943 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об усыновлении». Это был еще один шаг к укреплению правовых предпосылок усыновления. Но только спустя много лет, в 1969 г. Кодекс о браке и семье РСФСР достаточно подробно и тщательно урегулировал отношения, связанные с усыновлением. И чтобы было ясно, что речь идет о детях обоего пола, в тексте этого кодекса стал фигурировать помимо термина «усыновление» термин «удочерение». Специальные правила, посвященные усыновлению без согласия родителей, изменению фамилии, имени, отчества усыновляемого, отмене усыновления только в судебном порядке, и прочие облегчали возможность такого усыновления, которое отвечало интересам ребенка и одновременно не допускало неоправданного нарушения прав его родителей, других лиц. Усложнился ведущий лейтмотив усыновления — интересы не только усыновляемого, но и лиц, желающих обрести родительские права и обязанности, стремящихся к тому, чтобы их семья была полной, а под интересами усыновляемого стали понимать прежде всего благоприятные условия его воспитания,

Даже беглый обзор основных этапов развития законодательства об усыновлении в России наглядно демонстрирует, как время и своеобразие того или иного отрезка истории Государства Российского сказались на усыновлении, которое, казалось бы, носило частный характер. Тем не менее именно усыновление во все времена как зеркало отражало особенности государственного воздействия на семейные отношения.

Особую и самую большую группу составляют дети, находящиеся под опекой. Опека долгие годы оставалась единственной (кроме усыновления) открытой и на нормативно-правовом уровне благополучной формой устройства детей в семьи: они остаются с близкими людьми (около 90% опекунов — близкие родственники ребенка), в привычной обстановке, учащиеся не меняют школу.

Опека (попечительство) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов; опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет; попечительство- над детьми в возрасте от 14 до 18 лет. Опекуны являются представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все необходимые сделки. Попечители дают согласие на совершение тех сделок, которые граждане, находящиеся под попечением, не в праве совершать самостоятельно (ст. 32, 33 ГК РФ). Обязанности по опеке (попечительству) исполняются безвозмездно. На содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных Правительством РФ. В некоторых случаях утраты попечения родителей (болезнь, длительное отсутствие) опекун может быть назначен параллельно с ними, приходить в семью, забирать ребенка к себе. Опекун обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье. Он вправе требовать по суду возврата ребенка от любых лиц, включая близких родственников, если они удерживают его незаконно. Однако он не имеет права препятствовать общению ребенка с его родными и близкими. Закон предусматривает защиту детей от возможных злоупотреблений со стороны опекунов, в частности, устанавливает ограничение их полномочий и самостоятельности при распоряжении имуществом подопечного (ст. 37 ГК РФ). Обычно опекунами становятся близкие родственники подопечного. Государство должно осуществлять постоянный надзор за условиями жизни подопечного, за выполнением опекуном своих обязанностей, оказывать помощь опекунам

История опекунства

Постановления об опеке встречаются уже в Русской Правде. Они являются выражением отчасти прежнего родового порядка, отчасти заимствованием из византийского права. После смерти отца попечение о детях переходило к матери, которая выполняла свою задачу не в силу опекунской, а в силу родительской власти. При полной автономии семьи в древнем обществе, опека составляет только восполнение естественной семьи, и опекунская власть строится по образцу родительской. Только по мере развития гражданственности опека принимает все более публичный характер, и уже родительская власть сокращается в своем объеме применительно к опекунской. Если мать умирала или выбывала сама из семьи вследствие нового замужества, то опека над малолетними^детьми, которые не в состоянии сами о себе заботиться, вручалась ближним родственникам. Имущество опекаемых передавалось им при свидетелях. Опекун мог пользоваться имуществом в свою пользу, отдавать капитал в рост, торговлю, «зане он прекормил и печаловался ими». По достижении зрелого возраста, опекун обязан был возвратить все имущество в целости и уплатить все растраченное. Опекуном мог быть и отчим, также с обязанностью возвратить имущество в неприкосновенности. Задача опеки дает основание предположить, что надзор за опекунами и рассмотрение споров, возникающих из опеки, принадлежали духовной власти.

Позднейшие памятники обходят вопрос об опеке полным молчанием, только в Уложении встречается несколько отдельных замечаний, мало разъясняющих вопрос о положении опеки, которая, по-видимому, не очень интересе

вала государственную власть. Только Петр 1 придал опеке публичное значение. Постановления об опеке нашли себе место в указе 1714 года о единонаследии и в инструкции магистратам 1724 года. В законодательстве Петра устанавливаются два способа учреждения опеки по завещанию и по назначению магистрата. Определяется возраст совершеннолетия для наследников недвижимостей в 20 лет, для движимости в 18 и 17 лет. Возможность для них совершения сделок была преграждена постановлением: никаким письмам и записям малолетних не верить. При Петре установлена была в 1722 году опека над безумными и сумасшедшими, — дураками, как говорится в указе. Последующие законодатели ломали или восстанавливали петровские реформы. Только при Екатерине II, с изданием учреждения о губерниях 1775 года, опека получила довольно полную организацию. Соответственно духу времени, опека построена была на сословных началах, и то закон касался только дворян и городских обывателей. Впервые встречаем в законе определение качеств, необходимых для опекуна, и указание недостатков, препятствующих исполнению этой обязанности.

Постановления об опеке, созданные учреждением о губерниях, составляют, в основных чертах, действующее законодательство. Позднейшие законы представляют собою или развитие частностей или установление особенностей. Так, в 1785 году определен был возраст совершеннолетия, в 1845 году решено было приостановить течение давности до достижения совершеннолетия. С другой стороны, идет целый ряд особых правил об опеке, из которых многие и до сих пор остаются несогласованными с общими постановлениями. В 1818 установлена была опека для личных дворян, в 1817 и 1841 — для священно- и церковнослужителей, в 1820 — для лиц, осиротевших за границею, 1842 — для немых и глухонемых. Крестьянская реформа оставила опеку в крестьянском быту под действием обычая и не подчинила ее действию общих правил. Вследствие такого постепенного образования опеки, организация ее не проникнута каким-либо общим началом, а представляет собою довольно случайный набор различных постановлений. Нельзя признать правильной основную идею нашей опеки — учреждение ее совместно с родительским попечением.

детский дом семейного типа

Такие семьи принимают в первую очередь воспитанников домов ребенка и детских домов. Дети при этом обретают вторую семью, граждане, желающие воспитывать сирот, получают работу, которая засчитывается в трудовой стаж, зарплату, а также пособие в соответствии с социальными нормативами и нормами для воспитанников детских домов. Большинству детских домов семейного типа выделяют жилье, транспорт, землю для организации подсобных и фермерских хозяйств. Около десяти лет семейные детские дома доказывают свое право на существование успешным воспитанием детей и благополучным устройством их жизни в дальнейшем.

Приемная семья — это форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью), на срок, установленный договором. Согласно Положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более 8 детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Между ними и приемными детьми нет алиментных, наследственных и других правоотношений, подобных отношениям между родителями и детьми, которые могут возникнуть в случае усыновления приемных детей. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством. Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей, а также вправе осуществлять контроль над выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей

Детские дома и учреждения интернатного типа.

Детские дома и школы-интернаты предназначаются для детей в возрасте от 3 до 18 лет, оставшихся без попечения родителей. Они также могут служить для временного размещения — на период до 1 года — детей из неполных семей, детей безработных, беженцев, перемещенных лиц, а также детей, чьи родители стали жертвами стихийных бедствий и не имеют определенного места жительства. Родные братья и сестры не разлучаются.

Прием детей осуществляется по решению соответствующего местного органа опеки и попечительства. Создание и функционирование детских домов и школ-интернатов происходят за счет средств региональных бюджетов и (в основном) средств органов местного самоуправления. С административной точки зрения они находятся в ведении Министерства образования Российской Федерации.

Детские дома в отличие от других учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, не предоставляют детям образования (дети регулярно посещают близлежащие школы), что обеспечивает хотя бы минимальное общение детдомовских детей с окружающим миром; и являются менее крупными, чем другие подобные учреждения.

4.3 Рекомендации для специалиста по уличной работе с бездомными детьми

Работникам социальной сферы следует обращать пристальное внимание на ребенка, который еще связан со своей семьей, но уже очевидно, что его права, его качество жизни очень низкое в этой семье. И это заставит его рано или поздно или уйти из этой семьи, или государству придется забрать ребенка оттуда. Пока еще ребенок связан с семьей, есть большой шанс изменить что-то в его жизни в семье. Здесь, прежде всего, встает вопрос о его безопасности в семье, как ее организовать, есть ли к этому условия, не опасно ли ему там находиться.

Далее следует выяснить, что происходит с его правами — с правом на обучение, на здоровый образ жизни, на то, чтобы он был накормлен, одет, вылечен, правом на полноценное развитие, которое есть у ребенка, — как все эти права соблюдаются.

Далее социальный работник должен пронаблюдать за тем, что происходит с ребенком, как с ним обращаются родители, подвергается ли он каким-либо видам насилия. Это тот круг первоочередных вопросов, которые нужно решать, когда социальный работник начинает работать с ребенком, который еще живет в семье. Это как раз тот период, когда безнадзорный ребенок по каким-либо причинам еще не стал окончательно бездомным.

Социальный работник должен выяснить причины, которые побуждают ребенка уходить из данной конкретной семьи. Далее, если причина ухода ребенка из семьи в родителях, постараться применить для них такие меры воздействия, которые положительно сказались бы на отношении этих людей к своей жизни и впоследствии на отношении к судьбе своего ребенка, потому что, как правило, родители таких детей — это уже достаточно опустившиеся люди, которые утратили нормальные связи с обществом. Контакт со взрослыми опустившимися людьми довольно трудно выстроить, он требует и усилий, и времени, это всегда должны быть длительные программы, на это должно затрачиваться специальное время, специальное внимание. Вторая вещь: социальная помощь этим родителям, социальные работники, должны помогать им решить те проблемы, в решении которых они заинтересованы. Им помогают избавиться, например, от алкогольной зависимости. Когда речь идет о тяжелых ситуациях, необходима какая-то, хотя бы минимальная материальная помощь в том смысле, что зачастую эти родители даже не могут получить те пособия, которые они могли бы получить в силу различных причин, как потеря документов и все прочее. Социальным работникам следует сопровождать их, потому что они часто не доходят на первых этапах до тех учреждений, где они должны получить помощь. Но и словом.

Следовательно, социальные работники, прежде всего, должны уметь выявлять неблагополучные семьи, а это достаточно новая работа для наших социальных служб. В данное время эта работа активно формируется, везде существуют центры социального обслуживания семьи и детей или центры социального обслуживания населения, в которых есть отделы по работе с семьей, и эти отделы пытаются работать. Другой вопрос — качество этой работы и охват. Сейчас во всех регионах Российской Федерации работа с семьей ведется. Она не насыщена пока реабилитационными мерами, технологиями. Поэтому основная задача сейчас: социальные работники должны освоить новые методы работы с семьей.

Подобные документы

Зарубежные и отечественные системы социальной поддержки детей-сирот. Благотворительные программы и проекты фонда «Содействие». Зарубежные программы по социальной поддержке детей-сирот. Продвижение семейного устройства детей в Российской Федерации.

Проблема социального сиротства. Выпускники детских домов как объект социальной защиты. Государственные программы поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилищные программы и их ориентация на льготные категории граждан.

Подходы к изучению социального сиротства. Причины роста числа детей-сирот в регионе. Проблемы социального сиротства в Иркутской области: модель прогнозного фона и обоснование необходимости их решения. Направления социальной поддержки семей и детей.

Основные аспекты трудоустройства и занятости детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Нормативно-правовые основы их социальной поддержки. Анализ профессионального самоопределения детей–сирот и детей, оставшихся без попечения в родителей.

Характеристики понятия «семейное насилие». Причины, характерные особенности и виды насилия. Последствия семейного насилия. Постоянные внутрисемейные конфликты. Особенности социальной работы с жертвами семейного насилия. Профилактика семейного насилия.

Понятие патронатного воспитания. Отличие патронатного воспитания от других форм семейного устройства детей-сирот. Построение новой модели работы органов опеки и попечительства. Мотивация и компетенция патронатного воспитателя. Правовая основа патроната.

Обоснование адресного использования технологии социальной поддержки в работе с детьми из неблагополучных семей. Нормативные правовые основы социальной защиты несовершеннолетних детей из неблагополучных семей. Формы и методы социальной поддержки.

Главная цель, задачи и функции социальной педагогики. Моделирование воспитательного процесса в социальной работе. Особенности взаимодействия личности, социальной группы и общества. Модель индивидуальной педагогической поддержки Е.В. Бондаревской.

Организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации. Деятельность отдела по работе с семьей, опеке и попечительству. Взаимодействие центра социальной поддержки с органами власти.

Социальное сиротство как социальная проблема. Социальное сиротство: понятие и причины в современном обществе. Кризис семьи. Профилактика как технология социальной работы по работе с социальным сиротством. Модели жизнеустройства детей социальных сирот.

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.

PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.

© 2000 — 2017, ООО «Олбест» Все права защищены

Источник: http://revolution.allbest.ru/sociology/00256262_0.html

Ссылка на основную публикацию