Анализ проведения совместной деятельности воспитателя детьми

Методическая разработка (средняя группа) на тему:

Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми Тема занятия: «Такая разная бумага.»

Анализ непосредственно образовательной деятельности воспитателя с детьми Тема занятия: «Такая разная бумага.»

Предварительный просмотр:

Анализ непосредственно образовательной деятельности

воспитателя с детьми

Воспитатель: Заматаева Елена Анатольевна

Форма организации непосредственно образовательной деятельности: комплексное занятие.

Тема занятия: «Такая разная бумага.»

Образовательная область: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Возрастная группа: средняя группа «Буратино»

Дата проведения: 15 ноября 2016 г.

Организационный момент занятия.

Воспитателем использован следующий прием организации детей в начале непосредственно образовательной деятельности: пробуждение интереса детей и привлечение внимания за счет использования сюрпризного момента – появление старичка Зная и приглашение посмотреть, с чем он пришёл к детям. Оргмомент прошел динамично, быстро, дети заинтересованы предстоящей работой, настроены на совместную деятельность. Приемы, используемые воспитателем соответствуют возрасту детей. Соответствуют сюжету занятия, цели работы детей на занятии.

Мотивационно-ориентировочный этап . Основой для формулировки цели явилась учебная задача, практическое задание в начале деятельности: расширить и закрепить знания о свойствах бумаги. Воспитатель хорошо подвела детей к формулировке и принятию целей и задач занятия, сумела пробудить интерес к передаваемой информации, к различным видам деятельности.

Организация педагогом совместной деятельности по выявлению путей достижения цели работы детей на занятии (поисковый и практический этап): использованы такие формы организации совместной деятельности как постановка проблемных вопросов и активизация мышления (как можно использовать бумагу, чтобы спрятать игрушку, сомните бумагу и послушайте, какие звуки издаёт бумага, когда вы её мнёте). Воспитатель опирается при подаче материала на познавательный интерес детей, на их стремлении узнать о свойствах бумаги в ходе экспериментов (сомните бумагу и послушайте, какие звуки издаёт бумага, когда вы её мнёте; пустите в плавание бумажный и металлический кораблики; вложите в маленький конверт письмо на большом листе бумаги) и сама проявляет активное стремление к общению с детьми. Использованы приемы активизации познавательной деятельности: проведение опытов, объяснение (репродуктивные) и педагогическая ситуация, проблемный вопрос, практическое игровое задание (продуктивные), их соотношение можно отметить в сторону продуктивных. Педагог дает возможность детям высказаться, на протяжении занятия активно идет речевое развитие (расширение активного словаря детей, развитие связной речи), вовлечение каждого ребенка в решение проблемных ситуаций.

Заслуживает одобрения познавательный эффект занятия: в знакомый детям материал введены элементы нового, элементы усложнения знаний. Развитие мыслительной деятельности детей обеспечивается созданием условий для проявления усилий и напряжения мысли ребёнка, наличием поисковой ситуации.

Ярко прослеживаются воспитательные возможности содержания занятия: решались задачи нравственного развития детей, осуществлялось экологическое воспитание.

Соблюдены такие дидактические принципы как соответствие материала возрасту, программе, доступность, наглядность, актуальность, новизна, проблемность, оптимальность объема материала. На протяжении занятия была выдержана сюжетная линия, сохранены целевые установки, формировалось осмысленное отношение к работе.

Материалы, используемые на занятии, соответствуют возрасту, интересам детей, эстетическим и санитарным требованиям, удобно размещены. Работы детей выполнены на хорошем уровне, чувствуется, что материал заинтересовал детей, они не остались равнодушны к увиденному и услышанному в ходе совместной деятельности.

Соблюдены санитарно-гигиенические требования: длительность проведения непосредственно образовательной деятельности соответствует возрастным нормам, время эффективно использовано, темп оптимален. Стиль общения педагога с детьми можно оценить как демократический, были включены релаксационные моменты, необходимая доля поддержки детей, нуждающимся в помощи во время проведения экспериментов, что обеспечивало детям психологический комфорт. Объем двигательной активности, интеллектуальная нагрузка достаточны, нагрузка на органы зрения и слуха оптимальна .

Рефлексивно-оценочный этап: педагог предлагает детям назвать результаты деятельности и способы их достижения; соотносит оценку итогов с выделенными в ходе мотивационно-ориентировочного этапа целями работы на занятии; аргументирует оценки, показывает детям их достижения и недоработки. При оценивании учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, сочетает методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки детей.

Выводы: используемые методы и организационные формы работы соответствуют целям, задачам и содержанию образовательного взаимодействия, интересам и потребностям, индивидуальным особенностям и возможностям детей; поставленные педагогом цели достигнуты.

Рекомендации: целесообразно включение на мотивационном этапе проблемной ситуации для использования версионного подхода к ее разрешению, предоставления детям возможности для свободных высказываний, активизации их мыслительных процессов, Воспитателю использовать современные информационно-коммуникативные технологии, ТСО. При организации оценочной деятельности знакомить детей с наиболее наглядными параметрами.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В материале представлен проект и конспект образовательной деятельности с детьми среднего возраста, в процессе которого будут созданы подарки мамам и бабушкам к международному женскому дню 8 марта.

Данная непосредственно образовательная деятельность может быть организована как с подгруппой детей, так и со всей группой.

Непосредственно образовательная деятельность с работой в центрах.

Непосредственно образовательная деятельность с работой в центрах.

Итоговое открытое тематическое занятие конструирование из бумаги «Снегири и синицы» — методом киригами т.е. оригами с использованием ножниц.

НОД — это продукт работы курсов повышения квалификации.

Рассказ о диких животных,детеныши и жилища животных,работа по развитию речи:антонимы,составление новых слов с помощью суффиксов,звукоподражание.

Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/12/01/analiz-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-vospitatelya-s

Совместная деятельность воспитателя и детей

Совместная деятельность воспитателя и детей

Самостоятельная деятельность детей

Работа с родителями

Игровая деятельность ( сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные, настольно-печатные и др. игры)(ежедневно)

Экскурсии (1 раз в месяц)

Чтение художественной литературы

Заучивание стихотворений(1 раз в 2 недели)

Слушание сказок в аудиозаписи (ежедневно)

Слушание музыки(2 раза в неделю)

Театрализация, драматизация, инсценирование(1 раз в неделю)

Рассматривание картин, иллюстраций и пр. (ежедневно)

Праздники, досуги; вечера развлечений(2-3 раза в неделю)

Игры-забавы(для детей младшего возраста)

Художественно- творческая деятельность(лепка, аппликация, рисование, ручной труд, конструирование и пр.)

(2 раза в неделю)

Физкультурные упражнения (двигательная активность детей, игры-упражнения в уголке ФИЗО, соревнования( 1 раз в неделю);

подвижные игры, игровые упражнения (ежедневно)

Художественно-продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование, а в старших группах и ручной труд) (2 раза в неделю)

Трудовая деятельность (уборка групповой комнаты во всех возрастных группах -1 раз в неделю, починка книг, пособий);

Мытьё игрушек (ежедневно);

Экспериментирование ( опыты, эксперименты, исследования предметов)

В федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования большое внимание уделяется вопросу организации самостоятельной деятельности детей. Согласно новому нормативному документу образовательная программа должна «предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов».

Режим второй половины дня отводит достаточное время для игр, а в старших группах – и для приобщения детей к труду.

Основным видом деятельности детей во второй половине дня является игра. Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр. (1слайд)

Вторая половина дня предусматривает:

и совместную деятельность детей, прогулку.

Совместная деятельность воспитателя и детей.

Дети играют индивидуально, небольшими группами и всей группой. В это время организуются все виды игр, например со строительным материалом, дидактические, игры-драматизации, которые особенно любимы детьми старшей группы, сюжетно-ролевые игры. Это сложный вид игр, и самим детям организовать их трудно, нужна большая помощь воспитателя и советом и делом.Также необходимо уделять время играм – забавам и хороводным играм. (2слайд ( игры-забавы, с констр., сюж.рол.)

Чтение(слушание) художественных произведений

В вечерние часы воспитатель рассказывает детям сказки, читает басни, рассказы, вспоминает народные потешки, шутки, прибаутки. Всё это может сопровождаться показом фигурок персонажей на фланелеграфе.

1 раз в 2 недели организуется заучивание стихотворений.

Один раз в месяц, начиная со старшей группы, планируются этические беседы и литературные викторины.

Чтение в вечерние часы проводится не каждый день, а чередуется с другими видами деятельности, например слушанием музыки, сказок, рассматриванием иллюстраций. (3 слайд (чтение с фланелеграфом)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ аст повышен ребенка

Праздники, развлечения, досуги

Планируется одно развлечение в неделю. Большим успехом у детей пользуется кукольный театр. В подготовительной группе детей можно обучить вождению кукол и помочь создать свою небольшую постановку, которую они могут показать детям младших групп. Дошкольники с увлечением участвуют в постановках такого кукольного театра.

В часы досуга детям показывают мультфильмы, настольный театр, организуют прослушивание любимых песен, музыкальных произведений. Старшие дети могут организовать концерт для детей младших групп. На нём они читают стихи, пляшут, исполняют любимые песни.

Игры-упражнения в уголке ФИЗО

Также в вечерние часы могут использоваться и подвижные игры, игры-упражнения в уголке ФИЗО, для развития двигательной активности детей.

Во всех возрастных группах организуется художественно-продуктивная деятельность детей. Дети совместно с воспитателем лепят, рисуют, создают аппликации, как индивидуальные, так и коллективные, изготавливают различные игрушки-самоделки игр на участке: вертушки, лодочки и т.д.

Участие педагога в театрализованных играх проявляется в разыгрывании им бытовых и сказочных ситуаций (из потешек, произведений В. Берестова, Е. Благининой и др.), показе пользования ролевой речью, звукоподражанием, втягивании ребенка в игру, подсказывании реплик, объяснении действий. В младшем дошкольном возрасте педагог создает условия для индивидуальных театрализованных игр с помощью насыщения предметно-игровой среды мелкими образными игрушками (куколки, матрешки, звери, технические игрушки, конструкторы, мебель и др.).

Индивидуальная работа может проводиться как предшествующая работа накануне сложного занятия или с теми детьми, которые не справились с предыдущими заданиями на разных занятиях: по развитию движений, рисованию, вырезанию, конструированию. Он может повторить с малышами любимые стихи, песни. При планировании педагог учитывает рекомендации специалистов дополнительного образования ДОУ (инструктора по труду, музыкальный руководитель и т. д.), которые записываются в тетради «Взаимосвязи с воспитателями»

Отводится время и для трудовой деятельности. Раз в неделю во всех возрастных группах организуется уборка групповой комнаты, дети стирают кукольное бельё, убирают в шкафу. Ежедневно вместе с воспитателеммоют игрушки, складывают строительный материал и т.д. Дети младших только помогают группвоспитателю, а старшие выполняют работу самостоятельно под его руководством.В старшей и подготовительной группах воспитатель организует ручной труд детей. Они вместе с ним могут изготовить различные игрушки- самоделки для игр.

Воспитатель может также организовать починку книг, пособий.

В младшей группе он выполняет эту работу сам, привлекая детей к посильной помощи: подать бумагу, подержать книгу. В старших и подготовительных группах ребята под его руководством мастерят сами. Организуются игры «Переплётная мастерская» или «Мастерская игрушек».

Во всех группах воспитатель может также давать детям различные трудовые поручения.

Выделяют четыре вида детского труда:

Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);

Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);

Труд в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, в цветнике, в огороде, в саду);

Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и др.);

Осуществляется трудовая деятельность в трёх формах:

Поручения (простые и сложные, длительные и кратковременные, эпизодические и постоянные).

Дежурство (по столовой, по занятиям, по уголку природы).

Коллективный труд (общий и совместный).

Самостоятельная деятельность детей

С введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования самостоятельная деятельность детей становится неотъемлемой и обязательной частью педагогического процесса наряду с непосредственно-образовательной деятельностью, организацией режимных моментов и сотрудничеством с семьями воспитанников.

Иными словами в процессе самостоятельной деятельности дошкольников будут решаться образовательные задачи.

Самостоятельная деятельность детей – это свободная деятельность детей, созданная в условиях созданной взрослыми предметно – развивающей среды. Среда должна быть сконструирована таким образом, чтобы обеспечитькаждому ребёнку выбор интересной для него деятельности, стимулировать его активное взаимодействие со средой (как индивидуально, так и в сотрудничестве с другими детьми и взрослыми).

Игровая деятельность (сюжетно-ролевые игры, дидактические, подвижные и другие.)

Сюжетно-ролевая игра является наиболее привлекательной, востребованной и свободной деятельностью.

Для того чтобы сюжетно-ролевые игры стали самостоятельными, продолжительными, увлекательными, творческими, современными, воспитателю важно играть с детьми, владеть особой игровой позицией.

Для того чтобы дети самостоятельно организовывали сюжетно-ролевые игры, необходим переход от традиционного руководства игровой деятельностью, где преобладают обучающая позиция взрослого либо позиция равнодушного созерцателя, к игровой позиции, последовательно изменяющейся в зависимости от степени освоения ребенком опыта игровой деятельности и сочетающей в себе дифференцированные игровое взаимодействие в ходе игрового процесса. ( видео с/р игры)

Этот вид игр любим дошкольниками, они широко используются в педагогическом процессе детского сада.

Умение ребенка организовывать свое свободное время во многом зависит от умения самостоятельно организовывать игры, привлекать других детей. Показателями самостоятельности ребенка в подвижной игре является:

-знание содержания подвижных игр;

-знание способов сбора сверстников на игру;

-знание способов распределения ролей;

-эмоционально — положительное отношение к подвижной игре;

-умение самостоятельно выбрать подвижную игру;

-умение правильно подобрать материал и атрибуты, необходимые для каждой конкретной игры;

-умение объяснить сверстникам новую игру, правила в знакомой игре;

— умение подчиниться правилам, оценить своё поведение и поведение сверстников в игре, подвести итоги.

С целью формирования у старших дошкольников умения самостоятельно организовывать игровую деятельность двигательного характера можно применить карточки-схемы подвижных игр, где основные компоненты подвижной игры и алгоритм её организации отображается с помощью моделей.

Карточки-схемы подвижных игр в самостоятельной деятельности ребёнок может использовать при условиях:

-ребёнок умеет играть в подвижную игру(она ему знакома);

-ребёнок знает компоненты и алгоритм организации подвижной игры;

-ребёнок умеет читать модели;

-карточки-схемы представлены в предметном пространстве группы, на участке, в спортивном зале и доступны детям.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы они сами могли организовывать их, быть не только участниками и болельщиками, но и справедливыми судьями. Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со стороны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер. Дети самостоятельно выбирают игру, партнёра, правила и действия.

Познавательно-исследовательская деятельность детей должна быть организована педагогами не только в форме непосредственно-образовательной деятельности, но и в форме самостоятельной познавательной деятельности детей.

Для этого в каждой группе в течение года создать уголки для познавательно-исследовательской деятельности. Подбор материалов осуществляется в соответствии с содержанием образовательного процесса, разработанного на комплексно-тематическойоснове и принципе интеграции образовательных областей.

Для возникновения и формирования самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности у большинства дошкольников необходима на первом этапе поддержка педагога.

Педагог может стимулировать познавательную активность детей, обращая внимание на разные свойства окружающих материалов, на их изменения при намокании, нагревании, высыхании и т.д. Главное при этом, чтобы дети действовали самостоятельно и узнавали свойства того или иного материала через их «открытие» путём проб и ошибок.Самостоятельная деятельность отличается от организованной тем, что в самостоятельной деятельности дети действуют с материалом, а педагог наблюдает и помогает им фиксировать «открытие» его свойств.

В самостоятельной художественно-продуктивной деятельности дошкольников отведено место и конструированию.

В самостоятельной конструктивной деятельности дети с удовольствием конструируют различные изделия и постройки из строительных деталей, бумаги, картона, природного материала, предметов мебели. Дети старшего возраста понимают способ и последовательность действий, самостоятельно планируют работу и анализируют результат.

Насыщенность деятельности зависит от активности, инициативности дошкольников, от их умения самостоятельно использовать приобретённый познавательный и художественно-эстетический опыт

Работа с родителями

Воспитатель беседует с родителями: рассказывает, чем занимались, как вели себя, самочувствие ребёнка, настроение, даёт советы о воспитании детей, Также можно дать рекомендации родителям по рациональному питанию, закаливанию, режиму дня, массажу, гимнастики. Причём, советы и рекомендации должны быть не вообще о детях, а о конкретных детях.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Анализ базарова романе отцы и дети

Источник: http://gigabaza.ru/doc/77437.html

Совместная деятельность педагога и детей

    li» data-url=»/api/sort/PersonaCategory/list_order» id=»folders»>
  • Методическая копилка
  • Конспект занятия
  • Конспект занятия
  • Родительское собрание

Совместная деятельность педагога и детей

Совместная деятельность педагога и детей

Консультация для воспитателей

  1. Теоретические основы понимания совместной деятельности.

Жизненно важную роль взрослого на формирование личности ребёнка дошкольного возраста подтверждается исследованиями отечественной и зарубежной психологии. Маленькие дети особенно восприимчивы к стилю взаимодействия с ними взрослого, чувствительны к его мнению и оценке, беззащитны перед любыми формами давления и агрессии с его стороны. В дальнейшем ребёнок становится носителем тех норм, которые в этом стиле содержатся.

Мы, современные педагоги, теперь в 21 веке ясно сознаём значимость личностно0ориентированной модели взаимодействия, где за каждым ребёнком признаётся право на прохождение индивидуального пути самосовершенствования, приобщения к общечеловеческим ценностям культуры, самореализации. В соответствии с этим ведущая цель образования в рамках этого подхода – становление способности ребёнка быть «субъектом собственной жизни в мире» (В.И. Слободчиков), «достигнуть самостояния» (А.С. Пушкин).

Отношения между участниками образовательного процесса (между педагогом и детьми) являются важной составляющей образовательной среды личностно-ориентированной педагогики.

Если ЗУНы являются средством развития ребёнка и усваиваются в зависимости от его способностей (организованно на занятиях), то НОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ усваиваются ребёнком почти без изменений и становятся нормой дальнейшего развития его личности. Именно это является основой развития в этом возрасте, является ведущей формой общения ребёнка с взрослыми, влияющими на психическое развитие ребёнка.

Таким образом, совместная деятельность педагога и детей является деятельностью РАЗВИВАЮЩЕЙ.

Анализируя, современное образовательное пространство Кудрявцев В.Т. выделяет три основных типа совместной деятельности и три соответствующих им способа усвоения культуры в широком смысле этого слова, как социокультурного опыта человечества (образование человека).

Первый тип. Инструктивно-исполнительский. Взрослый для ребёнка вполне законченный носитель социально заданной системы «ЗУНов», которую ребёнок должен усвоить путём копирования, подражания при жёстком контроле педагога, который знает необходимую программу ребёнка наперёд и стремится предупредить возможные отклонения от неё – принцип отношений «Делай как я!»

Второй тип. Внешне изживает недостатки первого. Образовательное содержание облекается в проблемную форму (задачи, предлагаемые ребёнку). Осуществляется имитация поиска и принятия решения. Но! Взрослый не сдаёт своей авторитарной позиции. Он остаётся «законченным» носителем суммы «ЗУНов» и в этом случае вырабатывает у ребёнка способность к овладению известным (педагогу) способам решения задач. Этот тип совместной деятельности, внешне отличаясь от первого, совпадает с ним в главном. Внутри него не возникает РАЗВИВАЮЩЕГО общения ребёнка с взрослым.

Третий тип совместной деятельности принципиально отличается от первых двух. Образовательный процесс несёт в себе элемент ОТКРЫТОЙ проблемности как для ребёнка, ТАК И ДЛЯ ВЗРОСЛОГО.

Педагогические принципы, методы и приёмы задают лишь общие ориентиры деятельности взрослого, которая направлена на формирование тех или иных способностей. Совместно строимый взрослым и ребёнком способ воспроизведения этих способностей и индивидуальных и неповторимых формах деятельности ребёнка всегда является особенным и не может быть предзадан, и запрограммирован.

В такой совместной деятельности ребёнок и взрослый приобретают общее искомое – сам способ её организации:

Для ребёнка — неизвестным выступает принцип решения поставленной перед ним задачи – новый общий способ действия

Для взрослого – искомым являются конкретные пути поиска и открытия этого принципа детьми – непредсказуемый маршрут «путешествия через зону ближайшего развития».

В этом случае возникает ситуация НЕОПРЕДЕЛЁННОСТИ, для преодоления которой необходимо формирование способностей, ранее отсутствующих у каждого из субъектов данной деятельности, возникает вполне естественная для развивающего образования перспектива «Делай лучше меня». Таким образом, обмен информацией уступает место специфическому обмену возможностями, протекающему между ребёнком и взрослым.

Все три типа совместной деятельности имеют право на существование в детском саду, в силу особенностей дошкольного возраста. Но, рекомендуется в качестве доминирующего типа (стремиться к этому) – взаимодействие с детьми по третьему типу, т.к. именно он в большей степени является типом развивающегося взаимодействия взрослого и ребёнка.

Итак, «Совместная деятельность — это организованная система активности взаимодействия индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры» (Психологический словарь).

  1. Характерные составляющие совместной деятельности.
  • Пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией.

а) Создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и.т.д.) с предполагаемыми участниками.

б) Учёт содержания совместной деятельности (предметная, трудовая, познавательная, художественная, речевая, музыкальная и.т.п.)

в) Привлечение детей к участию в совместной деятельности, которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны).

г) Проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей.

д) Наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей.

  • Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников, предвосхищающей результат, опыт общения, интересы и способы реализации потребностей каждого из участников.

Планирование совместной деятельности (составление проекта). Общая цель, удовлетворяющая интересы больших (взрослые) и маленьких (дети) её участников, включает два уровня постановки и решения задач:

  1. Постановка и решение педагогических задач (развивающих, обучающих, формирующих)
  2. Постановка практической задачи перед детьми (постоянная мотивация в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей) и их решение.

При постановке педагогических задач целесообразно определять в качестве основных и ведущих задач такие, с помощью которых педагог сможет изучить возможности детей (умения, навыки, личный опыт), осуществляет «поиск» решения детьми поставленной задачи, организует развивающее взаимодействие в моделях:

Взрослый-ребёнок-персонаж и др.

Например: учить детей договариваться друг с другом о совместных действиях, способствовать объединению детей по интересам, учить согласовывать свои действия с действиями партнёра и др.

Наряду с этим, возможна постановка и решение педагогом и других задач, которые будут определены исходя их 4-х этапов освоения любого знания:

  1. Приобретение информации
  2. Упражнение-закрепление
  3. Обобщение-систематизация
  4. самостоятельное использование нового знания (способа)

Задачи на закрепление, задачи обобщающие, задачи творческого характера.

Соответственно, характер задач определённым образом влияет и на организацию совместной деятельности педагога и детей, которая тоже может быть разной (коллективной, подгрупповой).

  • Наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, либо распределены.

Педагог уточняет и конкретизирует, кто и каким образом будет «руководить или со-руководить» процессом совместной деятельности (взрослый, ребёнок или вместе оба, в какой части и как будут распределены).

Например: воспитатель продумывает и организовывает СД детей старшего дошк. возраста таким образом, что мотивацию, подготовку необходимого материала для СД и организацию детей в малые группы он берёт на себя. И предусматривает деятельность детей в малой группе, которая будет организовываться «Капитаном группы» (ребёнок-лидер).

Педагог-участник СД не только организует и руководит, но и сам является активным участником, действует.

Особое значение имеет использование игрового персонажа, как возможного полноправного участника (в том числе и организатора) СД. Это может быть игрушка, персонаж-взрослый (воспитатель, младший воспитатель, родитель и пр.) персонаж-ребёнок (ст. дошк. возраст), персонаж, который действует опосредованно (письмо, посылка и т.д.).

  • Разделение процесса СД между участниками обусловлено характером целей, средств и условий, составом и уровнем квалификации участников.

Определить в соответствии содержания и целей СД, возможностей детей, наиболее оптимальную организацию СД с учётом разного количества участников.

Психолог Л.И. Уманский выделяет три возможные формы организации СД:

  1. Совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели (задачи) независимо друг от друга (возможное количество участников — вся группа детей).
  2. Совместно-последовательная деятельность,— когда общая цель (задача) выполняется последовательно каждым участником (вся группа детей, организованная в малые подгруппы).
  3. Совместносовместная деятельность, — когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Собрать анализ кала годовалого ребенка

Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен.

Поэтому, вполне определённо возникает вопрос как – как организовать детей в малые группы: разделить или объединить?

Разделяя детей – мы делаем их более податливыми нашему влиянию, но менее творческими и самобытными.

Соединяя детей, мы даём им почву, в которой вырастут спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равно достойных. Человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ребёнка с взрослым, и для содержательных разговоров и дискуссий ребёнка со сверстниками.

Основания к объединению детей:

  • По интересам
  • По симпатиям
  • По полу (мальчики, девочки)
  • По задачам
  • Вокруг персонажей
  • Вокруг лидеров
  • На основе дидактических материалов и др.

Главное – объединение должно быть успешным. Думающий и пытливый педагог ищет набор успешных для развития детей вариантов объединения, предлагая детям возможность примерить на себя разные социальные роли: генератор идей, исполнитель, инструктор, контролёр, организатор и др.

Эта характеристика помогает педагогу установить правила диалогового взаимодействия между участниками совместной деятельности, наладить контакты между детьми.

Следующие рекомендации помогут обеспечить диалог и взаимодействие с детьми:

  1. Если вы задаёте вопрос, подождите, когда ваш собеседник ответит на него.
  2. Высказав своё мнение, поинтересуйтесь мнением детей.
  3. Если Вы не согласны – аргументируйте, поощряйте поиск аргументов детьми.
  4. «Держите паузу!» — не позволяйте себе захватывать всё коммуникативное пространство.
  5. Чаще смотрите собеседнику в лицо (общение на уровне глаз).
  6. Чаще называйте имя собеседника.
  7. Чаще повторяйте при разговоре такие фразы: докажи, что я не прав; как ты думаешь; мне интересно твоё мнение; почему ты молчишь; ты не согласен со мной и др.

Таким образом, следует отметить, что СД необходимо рассматривать и организовывать как деятельность с присущим ей, как любой другой деятельности компонентами:

с той лишь разницей, что каждый компонент СД от цели до результата следует оформлять СОВМЕСТНО:

совместно (педагог и дети) принятая цель, совместное обсуждение действий и т.д. В этой связи, убедительно звучит мнение авторов программы «Детство» о том, что СД – является условием освоения ребёнком позиции субъекта деятельности. Освоение субъектной позиции проявляется через МОТИВ деятельности, обеспечивающий потребность ребёнка включиться в деятельность; ЦЕЛЬ в которой прогнозируется результат деятельности; Содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребёнка; СРЕДСТВА, позволяющие реализовать замысел; и РЕЗУЛЬТАТ, в качестве которого выступает речевая форма, поделки детей, новый способ решения задачи, игры, осознанное поведение и др.

В программе «Радуга» — СД завершающий этап, «Развитие» — средний этап, «Истоки» — завершающий этап.

Специфика образовательного процесса программы «Детство»

  • Совместная деятельность детей и взрослых/самостоятельная деятельность детей
  • занятие (итоговое обобщающее).

Основной формой развивающего общения (обучения) во всех современных образовательных программах является совместная деятельность детей и взрослых.

Задачам совместной деятельности соответствуют такие образовательные ситуации, в которых идёт РАВНОПРАВНЫЙ поиск субъектами решений проблемы (задачи) в ходе совместных наблюдений, рассказов, экскурсий, дискуссий, экспериментирования, их обсуждений. Эти ситуации можно с полным правом назвать развивающими, т.к. они являются таковыми как для детей, так и для взрослых: и у тех и у других развивается опыт взаимодействия с миром – расширяется круг средств и способов его познания (третий тип СД по В.Т. Кудрявцеву).

Недостатки организации и проведения

  1. Формальная организация «субъект — субъектного» взаимодействия (детям предлагается принять участие в обсуждении предстоящей деятельности, но это отнюдь не означает, что мнения детей будут учтены, а значит, гибко изменены содержание и сам процесс деятельности;
  2. Слабо учитываются возрастные механизмы мотивации дошкольников, поэтому преобладание игровых мотивов на всех возрастных этапах в различных видах деятельности не всегда отражает специфику этой деятельности и снижает индивидуальную активность каждого ребёнка.
  3. Заданный педагогом мотив через несколько минут с лёгкостью забывается и педагогом и детьми, и всё сводится к процессу запланированных действий педагога на закрепление и обучение.
  1. К планированию совместной деятельности

Структура совместной деятельности:

1 часть. Постановка воспитателем (в старшем возрасте возможно и детьми) познавательной, проблемной или какой иной задачи и принятие её всеми участниками.

2 часть. Процесс совместной деятельности: анализ задачи, выдвижение детьми способов решения задач, обсуждение и выбор способов решения, и собственно решение: совместная деятельность детей и взрослых по реализации задачи (объединение детей, формы совместной деятельности по характеру распределения функций и др.)

3 часть. Результаты совместной деятельности, их обсуждение и оценка.

В практике планирования педагогами совместной деятельности закрепилось название «Сценарий совместной деятельности». Это название оправдано, т.к. сценарий предполагает описание некого действия с указанием действующих лиц (предусмотрены порядок и длительность действия), допускает некую степень неопределённости и творческого проявления действующих лиц (педагога и детей) по ходу реализации замысла, что вполне отражает особенности реальной совместной деятельности.

Для удобства в планировании можно использовать следующие ключевые слова:

  • Педагогические задачи
  • Практическая задача для детей
  • Процесс совместной деятельности, который включает: игровую (проблемную, познавательную и иные) ситуацию, задачу (проблемную, познавательную и др.), процесс решения задачи;
  • обсуждение результатов: оценку совместной работы.

Следующие формы работы образовательной работы с детьми можно проводить как совместную деятельность педагога и детей – целевые прогулки с детьми, разнообразные наблюдения в окружающем мире, разнообразные обследования, измерения, опыты, эксперименты, игры-экспериментирования, творческая деятельность и др.

Некоторые формы совместной деятельности:

  1. Совместная творческая деятельность (на материале художественной литературы).

Цель: активизировать воссоздающее и творческое воображение детей в процессе создания новых сюжетов на материале литературных произведений, в том числе сказок.

  1. Элементарная поисковая деятельность (средний возраст).

Цель: открытие детьми новых знаний и способов познания в процессе решения познавательных задач.

Цель: открытие детям способа познания – рассуждение, развитие умения формулировать свои мысли, используя речь-доказательство и объяснительные формы речи.

Памятка для планирования и анализа совместной деятельности

  1. Пространственное и временное соприсутствие участников:
  • Организация пространства общения: создание условий для совместной деятельности – возможность общения и взаимодействия всех участников;
  • Мотивация и привлечение детей к участию в совместной деятельности;
  • Количество детей вступивших в контакт;
  • Реакция воспитателя на детей, не вступивших в контакт.
  1. Наличие общей цели, отвечающей запросам и интересам всех участников:
  • Педагогическая задача;
  • Постановка практической задачи перед детьми;
  • Принятие детьми практической задачи (количество детей, принявших задачу);
  • Действия педагога по отношению к детям, не принявшим задачу.
  1. Наличие лидера-организатора, наделённого особыми полномочиями:
  • Планирование лидером предстоящей деятельности: ознакомление с годовым планом или привлечение к планированию всех участников;
  • Распределение функции между участниками: по желанию участников, по желанию лидера;
  • Координация действий участников;
  • Осуществление контроля;
  • Оценка деятельности (удалось ли достигнуть результата, степень участия каждого в достижении результата).
  1. Распределение функций между всеми участниками:
  • Характер совместной деятельности (совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместно-совместная, объединения в 2-ках, 3-ках, в малые группы);
  • Степень участия в совместной деятельности (наличие неформального лидера, генератора идей, исполнителя);
  • Осознанность действий детей;
  • Интерес детей к деятельности.
  1. Возникновение межличностных отношений:
  • Контакты между участниками (кто с кем и как часто вступал в контакт, обращения детей друг с другом: вопросы, советы, оказание помощи, просьбы, реплики);
  • Контакты с лидером (количество и характер обращений);
  • Речь педагога, как показатель субъектных отношений.

Источник: http://lavrentyeva-egords29.edumsko.ru/folders/post/sovmestnaya_deyatel_nost__pedagoga_i_detej

Ссылка на основную публикацию